А если предположить, что «Исламское государство» может стать наименьшей нашей заботой в этом году? Возможно, в 2016-м бактерии будут составлять наибольшую угрозу для Европы? Почти так же, как распространяется хаос джихада, резистентность бактерий неуклонно и почти бесшумно, повышается. Мы не увидим последствий устойчивости к антибиотикам в нашей повседневной жизни, пока не станет слишком поздно, пока каждый таблоид не закричит «Пандемия!»
Устойчивость к противомикробным препаратам (Antimicrobial resistance — AMR) является результатом нашей чрезмерной зависимости от традиционных антибактериальных моющих средств и лечебных антибиотиков. Мутации бактерий теперь происходят настолько быстро и они настолько комплексные, что в больницах сейчас риск заболеть больше, чем вероятность выздороветь. Поражает рост количества случаев заражения метицилин-резистентным золотистым стафилококком, который забирает жизнь и средства национального бюджета. На сегодняшний день в больницы и другие медицинские учреждениям поданы огромные иски на компенсацию в связи с AMR-инфекциями.
Европейская комиссия, Всемирная организация здравоохранения, а отныне и лоббистские группы потребителей призывают к фундаментальным изменениям в европейском подходе к проблеме AMR. В зоне риска находятся жизнь и благосостояние людей и животных, а также личные и бюджетные расходы. Недавно Моник Гойен, генеральный директор BEUC, ведущей организации по защите прав потребителей в Европе, твитнула: «#AntibioticResistance = огромная проблема здравоохранения. Это глобальное явление, которое не различает пол, расу, социальное положение. Борись против нее, пока это возможно!»
Обеспокоенность, которую выражает Гойен, поддерживают многие в Брюсселе. Генеральная канцелярия Европейской комиссии по вопросам здравоохранения и продуктов питания активно принимает участие в публичной кампании по повышению осведомленности относительно #AMR; но достаточно ли этого — и не поздно ли уже? Марио Пинка, генеральный директор итальянской медицинской компании Copma, уверен, что еще не поздно, но время терять нельзя. Пинка утверждает, что традиционные системы дезинфекции в больницах больше не являются достаточными. Он указывает на исследование итальянского Университета Феррари, которое доказывает, что система очистки PCHS, построенная на основе пробиотиков, может революционизировать отрасль по поддержанию стерильности.
«PCHS — это будущее гигиены здравоохранения в Европе и первая и основная линия обороны против #AMR», — говорит Пинка. Он, возможно, прав, но что делать с лобби производителей химических средств очистки и их влиянием на принятие решений? Успеет ли Европа принять радикально новый подход к гигиене — или же бюрократия поставит ее на колени перед глобальной эпидемией, которую можно предусмотреть и остановить? Добро пожаловать в 2016 год.