Отменив последним предновогодним указом День Свободы, ассоциируемый с нелюбимой ему оранжевой революцией, и объединив его с Днем Соборности 22 января, Виктор Янукович достиг двоякого успеха. Один «успех» — его, личный: он полностью избавился от формального наследия 2004 года. Другой успех — объективно-исторический: Президент не смог отказаться от праздника, который символизирует единение Украины. От праздника, который даже при Ющенко находился несколько в тени по сравнению с теми же помпезными торжествами оранжевой революции. И было бы весьма символично, если бы в этот день объединилась украинская оппозиция. Но ведь желание объединиться зависит не от даты, а от амбиций и конъюнктуры текущего момента.
ЕДИНСТВО И СВОБОДУ НЕ ОТМЕНИТЬ
Дата 22 января вмиг превратилась в один из главных государственных праздников Украины, наряду с 24 августа. Он воспринимается обществом вполне спокойно и толерантно. В конце концов, это праздник в честь позитивного события — объединения восточно- и западноукраинских земель. А праздников такого рода в Украине очень мало. Если не считать 9 Мая, который имеет советское происхождение; сугубо украинских праздничных дат, замешанных «на позитиве», в нашем календаре на двадцатый год независимости не хватает. Даже 24 августа воспринимается гражданами на том же Юго-Востоке неоднозначно. А против 22 января возразить нечего. Разве что депутату Болдыреву празднование единства Галичины и Надднепрянщины может не понравиться...
Указ Януковича о Дне Соборности и Свободы говорит и о том, что ликвидировать праздники, связанные с единством украинского народа, он не может, хотя бы в силу своего президентского поста. Можно (и следует) справедливо негодовать по поводу отмены Дня Свободы в ноябре, но и 22 января вполне подходит для того, чтобы украинцы могли почувствовать себя единым народом, нацией, осознать, что «восток и запад — вместе», что в тот день 1918 года впервые была реализована воля к созданию свободной и единой страны «от Сяна до Дона».
Иное дело — политические игрища и акции вокруг этого Дня. Они неизбежно будут, тем более, что политическая активность в Украине — и это прекрасно — не угасает. Особенно в нынешний год — год выборов. Вот и на грядущее 22 января украинская оппозиция планирует подписать некий общий документ о единстве, об объединении. Неужели тот самый «единый список», о котором так долго говорили аналитики, станет реальностью?
«ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ»
Предположим, некая декларация будет подписана. По сути, для нашей оппозиции это будет внутренний пакт о ненападении, и — логично — он должен стать соглашением о принципе единого кандидата. Вице-спикер Верховной Рады — Николай Томенко — откровенно признается: о едином списке мечтать не приходится. Пока что речь идет о согласовании кандидатов по мажоритарным округам.
«Например, идея общего единого списка, где вся оппозиция будет выстроена в один список, думаю, это очень сложная идея. Но если мы хотя бы пройдем путь согласования на мажоритарных округах, это тоже будет шаг достаточно большой. Я придерживаюсь такой точки зрения, что нужно двигаться, договариваться, а степень консолидации покажут результаты переговоров», — заявляет Томенко.
Что ж, он прав. В нынешних условиях договориться — условие стратегического выживания для оппозиции. Основной вызов и основная проблема предстоящей избирательной кампании — мажоритарщики. На них как на будущих «тушек» сделает ставку власть, и потому оппозиции важно согласовать персон, которые такими «тушками» не станут. Хотя гарантий этого нет. Сам факт подписания меморандума о единстве не решит ничего, если такие кандидаты действительно не появятся и не будут пользоваться поддержкой своих коллег из иных политсил. В том числе — и тех, кто потенциально может ощутить себя обиженным из-за распределения мест. Несмотря на красивые декларации, на местах могут разгореться нешуточные бои. И тогда День Соборности снова покажет свой формальный характер и не станет началом реального возрождения оппозиции в Украине.
СООБРАЗЯТ «НА ТРОИХ»
Что же произойдет 22 января? Объединяться собираются «Батьківщина», «Фронт Змін» и «Свобода». Вот здесь-то и таится первый «троянский конь» потенциального объединения. Если две первые партии называются безусловными лидерам прохождения 5-процентного избирательного барьера, то «Свобода» остается под вопросом. Зато прохождение ее лидеров по мажоритарным округам в Западной Украине безусловно. Вполне возможно, «что «Свободе» по этой причине «пакт о ненападении» понадобился даже больше, чем «Батьківщині» и «Фронту». Ведь единство Тягнибока с Яценюком и Турчиновым ударяет взаимно по всем участникам: поклонники «Свободы» не простят своему лидеру «объятий» с бютовцами и «фронтовиками». А последним сложно будет объяснить своим сторонникам в Центральной Украине, не говоря уже о Юго-Востоке, что у них общего с «главным националистом Украины».
Но документ они подписать готовы. Означает ли это, что риски просчитаны? Вероятнее всего, распределение округов уже все-таки состоялось. И это — вторая подоплека предстоящего подписания. Не будь согласия хотя бы в половине округов, такое действо не имело бы вообще никакого смысла. Охотнее всего на эту тему говорят представители «Батьківщини». Так, народный депутат от этой политсилы — Андрей Павловский — заявил, что оппозиция согласовала кандидатов по 175 округам из 225. «Полностью согласованы округа по Западной Украине, по Галичине, завершаются переговоры по Центральной Украине и Киеву. Есть проблемы на востоке — с учетом того, что там сильный админресурс, нужно найти кандидата, который имел бы определенный политический вес и хотя бы какие-то шансы. В основном, именно с этим связана задержка».
Но это же согласование несет и проблемы. Речь идет о более-менее равноценном представительстве всех трех политсил в будущем парламенте. Это — третий аспект соглашения. Понятно, что «Батьківщина» и «Фронт Змін» получат больше мест, чем «Свобода». Но каковым будет в таком случае соотношение списочной и мажоритарной пропорций у оппозиции и, тем более, персональное наполнение такого списка? Наверняка, наши оппозиционеры воспользуются нормой закона о выборах, допускающей двойную баллотировку, — по партийному списку и по округу. И здесь могут начаться проблемы, помноженные на взаимное недоверие. Возможны стычки на округах. Во избежание этого следовало бы поставить дело так, чтобы у согласованного кандидата был кандидат-дублер. Но какова будет партийная принадлежность этого дублера? Да и вокруг такого потенциального «мистера номер два» тоже могут быть нешуточные дискуссии.
Наконец, следует упомянуть о том, что часть оппозиции к соглашению не присоединяется. И присоединяться не собирается. Например, Виталий Кличко и иные оппозиционеры рангом и известностью поменьше образуют так называемую вторую оппозицию, или ту самую «оппозицию оппозиции», которой пытаются избежать потенциальные «подписанты». «УДАРУ» Кличко объединение с Яценюком и Турчиновым не нужно, тем более не нужно единство с Тягнибоком.
ЧТОБЫ ПРАЗДНИК НЕ СТАЛ ПРОФАНАЦИЕЙ
Итак, 22 января три известные украинские партии торжественно подпишут некий документ. Формально будет положено начало единству действий. Фактически все будет зависеть от внутренней мотивации вождей и дисциплины отдельных кандидатов всех трех партий. И, самое главное, никто не может гарантировать избирателям, что условный депутат Н. не станет «тушкой» на второй же день прохождения в парламент.
Зато сам факт празднования Дня Соборности для украинцев очень важен. Партия регионов просто вынуждена постулировать и пропагандировать идею единства страны, особенно в преддверии выборов. Ведь она является партией власти, и, следовательно, заинтересована в пролонгации своего властвования.
Но ведь главное для нас, граждан, не праздники, а будни; не лозунги, а реальность. Это стало очевидно особенно в эпоху Ющенко. И тем более очевидно сейчас, когда проблемы в стране нарастают, залечить которые механическим и официозным переносом праздничных дат вряд ли можно, как и меморандумами о единстве, которые могут оказаться очередными «пустышками»...