Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Станет ли картофель деликатесом?

Перспективы «второго хлеба» на Житомирщине остаются неопределенными
10 февраля, 2006 - 20:11
ЖИТОМИР, ЖИТНИЙ РЫНОК В ОЖИДАНИИ ПОКУПАТЕЛЕЙ / ФОТО ВИКТОРА ОДОМИЧА

Еще когда морозы не «зашкаливали», на Житнем рынке, главном в Житомире, продавцы просили от 1 грн. 30 коп. за килограмм невзрачного и мелкого картофеля до 2 грн. 50 коп. за кило, большого и красивого. О 90 коп. за килограмм, сколько стоил хороший картофель год назад, уже не вспоминали ни покупатели, ни продавцы. Если растет цена, то это по экономическим законам может указывать или на нехватку продукта, или на рост расходов, или на наличие у людей большего количества денег, или на комбинации этих причин. Но Житомирщина с советских времен была чуть ли не основным поставщиком картофеля в Украине. Но за последние 10 лет, признал как-то заместитель головы Житомирской облгосадминистрации Роман Будник, ее производство в области заметно сократилось. По версии вице-губернатора, сельскохозяйственные предприятия области садят картофеля значительно меньше, учитывая уменьшение спроса на этот продукт, поскольку раньше в структуре сбыта значительное место занимала продажа картофеля для переработки на крахмал. Сейчас почти все крахмальные заводы, которых раньше на Житомирщине было немало, обанкротились и прекратили существование. Бумерангом это ударило по хозяйствам, для которых картофель был основной культурой — большинство из них тоже обанкротились, а специальная техника для его посева, обработки, сбора разобрана или порезана на металлолом.

ЧТО «ДАВИТ» НА ЦЕНУ?

В цифрах о ситуации в отрасли «Дню» рассказал заместитель начальника главного управления сельского хозяйства и продовольствия облгосадминистрации Василий Герасимчук. По его словам, картофелеводством в области сейчас занимаются в основном на приусадебных участках. В прошлом году общая площадь посадок этой культуры составила 61,6 тыс. га, а выкопано 1,1 млн. тонн картофеля или на 78 тыс. тонн меньше, чем в 2004 году. Уменьшение сбора он относит на счет сокращения на 2,8 тыс. га площади полей, засаженных картофелем и уменьшение на 4 центнера с 1 га урожайности, которая по всем категориям хозяйств составила 181 центнер с 1 га. В сельскохозяйственных предприятиях площадь, с которой собрали картофель, составляет 983 га (или 1,6% от общей, и это очевидный мизер — В.К. ), выкопали с этих полей 16,5 тыс. тонн (около 1,5% общего сбора).

Хотя названные В. Герасимчуком данные следует воспринимать с определенной осторожностью (кто, например, считал, сколько засадили и собрали жители сел с огородов своих усадеб?), п о ним видно, что резервов для насыщения продовольственного рынка региона должно хватать. Если, конечно, не произойдет резкого увеличения спроса на продовольственный картофель за границами области, вследствие чего может увеличиться ее вывоз, что сегодня маловероятно. Следовательно, уменьшение производства не могло привести к 2—3 кратному увеличению цены на нее. А вот повышение пенсий и зарплат, перманентно происходящее, безусловно, существенно «давит» на цену.

Хотя продолжительная жара прошлым летом в области существенно сказалась на урожаях во многих частных хозяйствах, то есть основных производителях. Житель села Поплавка Красноармейского района Анатолий Рожко рассказал, что немало картофеля на его приусадебных сотках испеклось прямо в земле, и накопал он значительно меньше, чем в предыдущем году. А в близлежащих хозяйствах, по его словам, картошку не садили уже несколько лет подряд.

ЗАЛОГ УСПЕХА

В то же время в области остались отдельные хозяйства, которые успешно занимаются этой культурой. По словам В. Герасимчука, одно из наиболее мощных предприятий Житомирщины ООО «Агрофирма «Брусилов», под руководством Сергея Вареника, заключило договор с производителями чипсов, теперь поставляет им тысячи тонн картофеля и получает миллионные прибыли. Семена специальных сортов заграничной селекции поставляют заказчики, а задание производителя — вырастить, собрать картофель в строгом соответствии с передовыми технологиями и обеспечить определенные характеристики продукции.

СООО «Агрокомплекс-98» Радомышльского района тоже из категории тех немногочисленных хозяйств, где картофель является прибыльным. В разговоре с «Днем» исполнительный директор предприятия Виктор Старовойт рассказал, что они засаживают 100—120 гектаров. В прошлом, не наиболее удачном году, собрали в среднем по 370— 380 центнеров картофеля с 1 га (в управлении сельского хозяйства называли несколько меньшие показатели урожайности в этом хозяйстве). Применяют немецкие технологии и немецкую технику, которой продолжают пополнять свой парк. Продают в год до 3,5 тысяч тонн картофеля — в Донецкую, Днепропетровскую, Херсонскую области, везут в Крым, другие регионы. Одними из главных заказчиков выступают военные части и тюрьмы. В конце прошлого года за 1 кг картофеля они брали уже по1,6— 1,7 грн. (раньше по 60 коп.) — из-за такой цены, говорит В. Старовойт, эта культура может дать до 200% рентабельности (для сельского хозяйства этот показатель более чем хорош — В.К. ). Но сейчас, подтвердил он слова Р. Будника, у абсолютного большинства хозяйств уже не осталось специальной техники.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРИРОДНЫЕ РИСКИ

По мнению ученых, эта отрасль на Житомирщине действительно переживает не лучшие времена. Профессор кафедры экономической теории Агроэкологического университета (Житомир), доктор экономических наук Евгений Ходаковский в разговоре с «Днем» указывал, в частности, что в последнее время в этой области резко выросли технологические и природные риски, а после того и производственные расходы. В первую очередь увеличилась стоимость средств защиты растений, приходит в упадок селекционная работа, что приводит к нарушению сортозамены и — как следствие — снижению урожайности и уменьшению стойкости картофеля к болезням (той же нематоды, которая за пять лет может уничтожить почти все посевы). При таких условиях повышение цены на картофель он считает закономерным и называет это рыночным сигналом для производителей, которые, по его прогнозом, уже в нынешнем году расширят площади под эту культуру и соответственно нарастят производство. Потребительские свойства продукта Е. Ходаковский оценивает как хорошие, и спрос на него должен быть высоким, а рынок достаточно эластичным. Хотя сейчас, по его мнению, рынок картофеля не сформирован и его можно назвать скорее депрессивным и неустойчивым.

Приусадебные хозяйства с преимущественно ручным трудом, являющиеся сейчас основой производства картофеля, практически исчерпали свой резерв и больших перспектив не имеют — лопатой много не накопаешь, все меньше остается тех, у кого есть силы и желание этим заниматься, тем более на современном уровне. Выйти на большие рынки мелкие производители тоже не могут, потому что на аграрных биржах оперируют тоннами продукции, а отнюдь не пудами, которые может дать селянин со своего участка. Если учесть также постоянную критику со стороны врачей и диетологов, утверждающих, что насыщенный углеводами картофель, чипсы, мак-дональдовские гамбургеры и гарниры с картофельной соломкой нельзя считать здоровой пищей, то перспективы роста или хотя бы сохранение на нынешнем уровне спроса на этот продукт, как продовольственный, могут стать весьма проблематичными. Тогда размышления производителей: садить или не садит картофель — воистину станут в один ряд со знаменитым гамлетовским «быть или не быть?»

Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ