Может не быть обычных картин, картинок, картинищ... И даже не за произведения душа болит — за небритых, безумно-поэтических и худощавых их творцов. Которых от ветра шатает, а они — стоят. Три дня не кушали — а все-таки стоят. Тоскливо поглядывают на пункты обмена «денди», на откормленных «коней» под ними и бормочут под нос совершенно уже не творчески: «растет, падлюка...»
Признаки приближения «кризиса жанра» — андрееспускового — появились на улочке два года назад. Словно увертюрой к теперешней инфляции тогда поисчезали иностранцы. Не все, конечно, однако приобретенный статус одного из наиболее коррумпированных европейских государств с постоянно растущим уровнем преступности не прибавил Украине популярности. В связи с этим существенно уменьшилось и число туристов. И Андреевский спуск постепенно начал трансформироваться в коммерческую зону. Именно тогда, кстати, по какому-то странному стечению обстоятельств, к киевскому «арбату» выросло внимание администрации. Помните те придирки налоговой, победное дефилирование «омона» по оживленному вернисажу, что, случалось, располагался тогда даже на самом Крещатике? Сейчас ситуация исправилась своеобразно — специализированных салонов на спуске вы не найдете, как, впрочем, и мастерских, чье место теперь заняли «поп-артовские» галереи, многочисленные магазинчики и бары. Так как, вслух утверждают художники, Киев — город, дороже Нового Йорка, и помещение под мастерскую будет высасывать из дырявого кармана художника 500 «зеленых» ежемесячно.
А тут еще и инфляция. В связи с ней перепуганные иностранцы совсем отказались от национальных сувениров (которыми, надо сказать, почему-то единодушно считают русских матрешек).
Однако каждый выкручивается, как может. Частные галереи, скажем, закрыли отделы, состоящие из изделий разных фирм (дожидаются стабилизации курса гривни). Художники в галереях пока держатся. А что касается «уличных рафаэлей» — у них нет никакой надежды на покупателей, как ни держи цену. Хотя предприимчивые «утюги» (матрешечники) на свой «ходовой» товар заломили цены, согласно растущему курсу доллара. Остальные продавцы-неудачники выжидают. Если курс прыгнет еще на 20—30 пунктов, Андреевский спуск ожидает неминуемое подорожание и, соответственно, забвение.
Лет через пять, по прогнозам пессимистических «обитателей» вернисажа, — это будет улица-«авенюшечка» с дорогими магазинами и теми же живучими «утюгами». И останутся на Спуске только матрешки — древний символ ненашей культуры.