Украинцы берутся за работу. После длительного «марафона выходных» оказалось, что часть страны так и не поняла, что же праздновали. Многими (особенно младшими поколениями) майские праздники отмечаются по инерции. И если 1 мая для украинского общества действительно является советским рудиментом, то с Днем Победы все значительно сложнее. Сомнений не возникает ни у кого: это действительно великий день, но мало кто берет на себя труд (пере) осмыслить, в чем его суть. Праздновать? Отмечать, помнить... Это не повод для политических спекуляций, не возможность еще раз прокричать победные реляции, а шанс наконец посмотреть правде в глаза. «День» попытался выяснить, чем были отмечены майские праздники для украинцев, чтобы понять: что в действительности они означают для страны?
Александр АФОНИН, президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей:
— 9 мая я праздновал на книжном форуме и на конференции во Львове. Получилось своего рода объединение праздника и работы, поскольку мы работали над проблематикой детского чтения, проблемами украинской книги. В целом у меня праздничного марафона не вышло — на первомайские праздники готовил документы, а 10 мая только вернулся домой. Вместе с тем, настроение было довольно праздничное, особенно в День Победы. Воевал мой отец, в родне матери из семи мужчин, ушедших на фронт и в партизаны, в живых остался только один. Поэтому для моей семьи и для моих детей 9 мая навсегда останется праздником, независимо от того, кто и как в нынешней Украине относится к этому дню.
Скажу честно, меня раздражает, когда сегодняшние молодые люди в возрасте двадцати и немного больше лет, не зная историю, не понимая истинно тех событий, по своему заскорузлому видению мира и своему незнанию начинают оценивать то, что отдалено от них на двадцать-тридцать лет, я не говорю уже о более давних событиях. Не зная того, что было на самом деле, они делают кардинальные и очень жесткие оценки, пытаясь потоптаться по душам людей, живших в то время, а соответственно, только эти люди имеют моральное право его оценивать. Поэтому некоторые моменты в праздновании меня раздражали, но ими не хочется портить праздничное настроение.
Наталья ФИЦИЧ, генеральный продюсер продюсерского центра «Закрытая зона»:
— Накануне 9 мая мы сняли 26-минутный фильм-расследование о событиях, происходивших во время так называемого освобождения или взятия Берлина советскими войсками в 1945 году. В частности, в нем говорилось о том, что во время этого взятия имели место ограбления мирного населения и изнасилования немецких женщин. Это доказанные факты, таких свидетельств много, у нас в фильме фигурировали женщины, которые рассказывали об этом впервые в жизни. Мы пытались подать этот материал как можно более толерантно. Я считаю, что наличие таких фактов никак не отрицает подвиг победивших фашизм ветеранов, которые боролись против него. Но есть и вторая сторона медали. И если мы движемся в демократическом направлении, мы должны учитывать все факты, а не только кричать победные реляции, как это было в течение последних 50 лет во время существования Советского Союза и первых лет независимости. Нужно смотреть правде в глаза. Мне кажется, День Победы — это очень многозначное событие. Лично мой дедушка был награжден как участник Второй мировой войны и одновременно сидел за связи с бандеровцами. И подобная ситуация- с половиной моей семьи по отцу. Нужно понимать, что этот праздник очень горький для многих людей. Для тех, чьи подвиги признаны, он хоть и праздник, но есть и люди, чьи подвиги до сих пор отрицаются, — как бойцы УПА, также воевавшие против фашизма и за свою землю, независимую Украину. Наше дело — говорить правду о тех событиях, рассказывать, как было в действительности. Возможно, со временем общественное мнение будет более спокойно и толерантно воспринимать все происходившее более полвека назад. Но сейчас в нашей стране довольно консервативное восприятие.
Если в течение 50 лет людям промывали мозги «в одну сторону», то потом очень сложно это восприятие переломить, даже когда есть неопровержимые свидетельства. Я считаю, что украинцы готовы многое понимать, но дело в том, что на этих вопросах так же, как и на вопросах языка, Черноморского флота и других, постоянно играют политики. Потому прежде всего это вопрос к политикам, не желающим понимать, что эту страну можно строить только если есть единение, понимание и спокойное восприятие даже противоречивых фактов истории. Если бы политики не нагнетали ситуацию, все было бы значительно проще.
Семен ГЛУЗМАН, правозащитник, бывший политзаключенный, исполнительный секретарь Ассоциации психиатров Украины:
— На самом деле мне очень легко рассказать об этих праздниках. Как человек, ежедневно занимающийся своим профессиональным делом, я наконец получил возможность заняться своим прошлым. За эти семь дней я успел написать достаточно много текстов — воспоминаний о политлагерях, о людях, с которыми я сидел... Я очень доволен такой возможностью. В обычные дни у меня просто на это нет времени. Кто-то копался в огородах, кто-то загорал и плавал, а я — погружался в прошлое.
Ощущения от общего празднования — фальши. У кого-то это откровенная фальшь, у кого-то «сюсюкающая», подслащенная сиропчиком. Но настоящего меда не было — были только сиропчики.
Юлия ЛИТВИНЕЦ, главный хранитель Национального художественного музея Украины:
— Первое мая — праздник трудящихся, стал для меня действительно праздником трудящихся. Ведь всегда есть работа, которую очень долго откладываешь на неопределенный срок, и дополнительные выходные дают шанс с ней справиться. Честно говоря, суть самого первомайского праздника мне непонятна, непонятно, почему мы в этот день отдыхаем, но всегда приятно, когда есть возможность завершить какие-то дела, которые уже давно этого ждут. Музей готовится к Ночи музеев, которая будет отмечаться с 16 на 17 мая. Мы планируем работать где-то до 23-го часа. В частности, в рамках празднования будут работать выставки Романа Жука «Грабители» и Олега Черного «Крик». А возле входа в музей будет концерт, причем не классической музыки, а современной. Мы хотим немного переформатироваться и переориентироваться на молодежь.
Что касается 9 мая, то моя семья этот праздник уже фактически не отмечает. Мои дедушки, которые непосредственно участвовали в войне (один из них был ранен в Сталинградской битве), уже умерли. Конечно, мы их каждый раз вспоминаем в семейном кругу, но так, как раньше, 9 мая уже не празднуем. Естественно, накануне мы всегда приветствуем наших музейных ветеранов. Сегодня у нас их осталось четверо. С каждым годом их, к сожалению, становится все меньше. Но приятно, что они до сих пор работают, они нужны музею, они нужны государству, и они до сих пор на своем «боевом посту». В эти дни телевизор пыталась не включать. Для меня этот праздник все же имеет смысл, поэтому не хотелось наблюдать за теми программами, где зрителям пытались подсунуть политику, это сразу вызвало сильный негатив. В конце концов, 9 мая должно быть праздником победы, а не платформой для пиара какого-то нереализованного политика.