Всего 12% украинских школьников регулярно занимаются в спортивных секциях. На первый взгляд — не так мало. Но если посмотреть на официальную статистику стран Европейского союза — мы далеко позади. Минимальный предел количества детей, которые привлечены к спорту, у стран-членов ЕС — 20%. В странах-лидерах этот показатель доходит до 50—60%. А в Норвегии таких спортивных школьников — 74%.
Низкий уровень привлечения к спорту в Украине — результат того, что система спортивных заведений так и не испытала изменений еще со времен СССР. Первую концепцию реформирования системы спорта в Украине эксперты разработали в 2014-ом, но ни один из министров до 2019-го так и не начал воплощать ее в жизнь.
Министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский в недавнем интервью заявил, что реформировать систему спорта в Украине нужно, а одним из принципов станет «отход от конкурентного спорта высоких достижений — в интересах физической культуры, направленной на здоровый образ жизни». В частности, реформа ожидает детско-юношеские спортивные школы, как первый уровень привлечения людей к спорту. Как будет работать реформа и почему система спортивных школ нуждается в изменениях?
БЕЗУСЛОВНОЕ ПРАВО НА СПОРТ
Система детско-юношеских спортивных школ, как и много других структур, досталась нам в наследство от Советского Союза и с тех пор мало изменилась. В то время спортивные достижения на международной арене, как и многие другие, были элементом холодной войны. От спортсменов требовали высокий результат, чтобы доказать: советский человек — сильный и здоровый, а значит — империя процветает. Поэтому вся система спортивных школ была направлена на то, чтобы отобрать только лучших, именно им дать шанс на последующее развитие и привести к олимпийскому пьедесталу.
В настоящее время подходы существенно изменились, и основополагающей стала задача — дать возможность заниматься спортом как можно большему количеству детей. Не все они обязаны стремиться к олимпийским высотам. Ведь спорт имеет и другие преимущества: ученики станут здоровее, научатся лучше распоряжаться своим временем, добывать победы и приходить в себя от поражений. Это важная социальная функция, которую государство должно финансировать и поддерживать, объясняет нам вице-президент Национального олимпийского комитета, президент Федерации легкой атлетики, один из разработчиков концепции реформирования спортивной отрасли Игорь ГОЦУЛ: «В действующих положениях, которые сохранились с советских времен, записано, что мы отбираем в школу только тех, кто имеет соответствующие способности. Более того, мы должны отчислять тех, кто в течение определенного времени не показал спортивных результатов. Как по мне, это прямо противоречит гуманистическим принципам, на которых должна существовать школа. Ребенок же занимается, он не идет в сомнительные компании, в бары. Почему мы должны его оттолкнуть?»
Но для того, чтобы увеличить количество детей в секциях, только возможности заниматься — маловато. Детям необходимы конкретные условия, которые нужно поэтапно создавать.
ДЕНЬГИ ХОДЯТ ЗА РЕБЕНКОМ
Следующий элемент реформы — финансирование спортивных школ. По мнению Игоря Гоцула, в настоящее время в этом вопросе слишком много субъективизма.
«Иногда школы, которые расположены рядом и имеют практически одинаковые составляющие, могут отличаться в финансировании в разы. К сожалению, в большинстве случаев это связано с внутренними договоренностями. Это нужно убрать. В частности, в настоящее время собираются реализовать принцип, который успешно действует в других отраслях: деньги ходят за ребенком. Суть идеи заключается в том, что финансирование школ должно зависеть от нескольких факторов, среди которых основным будет количество детей, которые пришли в секции. Пришло больше — больше получили средств», — говорит господин Гоцул.
Сами спортивные школы — также поддерживают будущее реформирование. Правда, возможная система финансирования пока вызывает много вопросов: «Если честно, я не готов сказать, что будет, когда деньги пойдут за ребенком, — комментирует директор Ирпенской детско-юношеской спортивной школы Владимир ТАРАСОВ. — Если бы была где-то апробация, на уровне заведения или области, тогда можно было бы судить. Пока нужно определить, сколько обойдется один ребенок в год. Это же не только та сумма, которую мы выделяем на соревнования, это и заработная плата тренеров, амортизация помещения. Если деньги будут идти за ребенком, как будут считаться средства на содержание материальной базы? К тому же, подготовка ребенка — это не только поездка на соревнования, необходимо и восстановление спортсмена, медицинское обслуживание. Так какие же деньги должны идти за ребенком: на содержание, соревнование, экипировку, или на все вместе?»
ПУСТЫРЬ — НЕ ПОДХОДИТ
Первая проблема, с которой сталкиваются директора практически всех детско-юношеских, — устарелая материальная база, которая требует в спортивных школах регулярного обновления. Владимир Тарасов отмечает, что в настоящее время детей не привлекает только возможность заниматься каким-то видом спорта. И они, и их родители стремятся к комфортным условиям: «Сегодня нельзя загнать ребенка на пустырь — где стоят две палки и ворота. Дети туда просто не пойдут. Потребности уже выше, чем десять лет тому назад. Им нужно создавать современную базу. Нужно, чтобы была возможность переодеться, помыться. У нас, например, есть база, есть площадки с современным покрытием. Там где база — там куча детей».
Игорь ГОЦУЛ: Все меньше молодых людей хотят работать в спортивных школах, идет старение этой тренерской категории. Чем дальше — тем больше проблем, спортивные школы не могут закрыть вакансию. Недавно было предложение правительства увеличить зарплату всем тренерам на определенный процент. Это предлагали сделать одинаково всем. Но спорт — это конкуренция. Мы живем в условиях рыночной экономики и должны создать рынок услуг тренеров. Если бы мы освободили систему от уравниловки, единой тарифной сетки, которая сегодня существует, мы бы создали условия, когда спортивные клубы пытались, конкурируя за финансирование и внимание меценатов, привлечь лучших тренеров к себе и дать им достойную зарплату
Особенно сложная ситуация с материальной базой в малых городах. Евгений ЗАПОЛЬСКИЙ уже год возглавляет Кременецкую школу и до сих пор занимается тем, что пытается ее осовременить и сделать хотя бы безопасной для учеников: «Я до сих пор ходжу с веником и совком и убираю, скажем так, пережитки советчины. Нужно было и спортзал обновить, и площадки. Здесь все с железными углами, при этом в Европе уже везде используется пластмасса, резина, все закругляется. У нас будто время остановилось: ни искусственного покрытия, ни нормальных площадок, ни зала на кроссфит. В настоящее время мы такой зал обустраиваем своими силами, больше турников ставим, больше «резинок», скакалок, мячей. Но средств выделяют очень мало, потому все делаем своими силами: нужно что-то сварить — нашли «сварку» и сделали. Нужно детям скамейки — нашли пилораму и сделали. Нужно купить краску — попросили у людей и сделали. И так работаем».
Где же взять деньги на обновление всей структуры? Возможно ли получить необходимые суммы только из бюджета?
КЛУБЫ ВМЕСТО ШКОЛ
Система детско-юношеских спортивных школ сохранилась только в социалистических и постсоциалистических странах. Представителям западных стран сложно объяснить, как она функционирует, ведь на практике спортивные школы — школами не являются, утверждает Игорь Гоцул.
«Когда мы общаемся с нашими иностранными коллегами и рассказываем, что у нас нет спортивных клубов, а работает система детско-юношеских спортивных школ, они спрашивают, означает ли это, что дети там учатся. «Нет, — отвечаем мы, — дети там лишь тренируются». Тогда наши партнеры говорят, что это спортивные клубы, и удивляются, почему мы называем их иначе», — говорит он.
Но разница — не только в названии. Первое отличие спортивных клубов, на которое делают акцент и у нас: возможность вести хозяйственную деятельность и зарабатывать деньги.
«Сегодня как грибы после дождя растут фитнесс-клубы, беговые клубы. Все больше людей хотят вести здоровый образ жизни, более того, они готовы платить за оздоровительные услуги. В то же время есть спортивные школы, где сосредоточен наш наилучший тренерский потенциал, где есть специалисты, которые могут предоставить услуги высокого уровня. Но те тренеры, которые работают в спортивных школах, не могут реализовать свои знания для того, чтобы с их помощью заработать деньги, поскольку деятельность спортивных школ настолько жестко регламентирована, что если они попробуют зарабатывать — у них будет куча неприятностей», — объясняет Игорь Гоцул.
То, что спортивные клубы будут зарабатывать деньги, не лишает их и государственного финансирования. На Западе спортивные клубы также финансируются не только за счет взносов родителей и персональных взносов, но и получают поддержку от власти за реализацию задач, которые им ставят. Понятно, что государство не должно платить за взрослых, которые придут заниматься, потому что они работают и могут сами оплатить эти услуги. В то же время такая важная категория, как дети, должна дотироваться.
Сами школы также не прочь зарабатывать. Ведь сейчас даже, чтобы сдать в аренду зал, необходимо еще побороться и с бюрократической машиной.
«Наша школа зарабатывает средства, одна из немногих в Украине, — рассказывает о достижениях директор Ирпенской спортивной школы Владимир Тарасов. — Мы предоставляем платные услуги, сдаем помещение в аренду, часы в спортивных залах. Все делаем официально, но это очень длительный процесс. Например, человек приходит, спрашивает, есть ли у нас зал, и говорит, что хочет вечером провести там фитнесс или еще какой-то вид спорта. Мы не против, но человек хочет работать уже. В настоящее время, чтобы пройти процедуру сдачи в аренду через сессию, через конкурс — это три месяца минимум. Есть люди, которые не хотят с этим связываться. Поэтому систему нужно упростить».
Между тем директор Кременецкой детско-юношеской спортивной школы, что на Тернопольщине, Евгений Запольский жалуется, мол, им вводить платные услуги в настоящее время вообще запрещают: «У меня есть спортивный стадион, в прошлом году на свои средства я привел его в порядок. Открыл счет для благотворительных взносов, и мы предложили местным футбольным клубам тариф 300 гривен за час. Для них это немного. Но никто не хотел платить, в результате на нас нажала местная власть, и мы опять сделали бесплатное пользование. В то же время, у нас есть в городе спортивный зал также в коммунальной собственности, где аренда 500 гривен за час. И им разрешено брать деньги, еще и наличными, а нам и официально — нет».
ПРОФЕССИОНАЛ — НА МИНИМАЛКЕ
В спортивных школах до сих пор сохранилась присущая д советской системе «уравниловка». Тренер, который работает над собственным профессиональным ростом, отрывает от семьи личное время и иногда даже деньги, чтобы самосовершенствоваться и двигаться вперед, получает одинаковую зарплату с тренером, который этим не занимается. Соответственно, стимула для тренеров просто нет.
«У меня все работают на минимальных зарплатах, — объясняет Евгений Запольский. — Четыре тысячи на руки. У меня как у директора — 4900. В прошлом году еще раз в год дали премию. В этом году мы немного сэкономили на коммунальных услугах, думали также выдать хоть какую-то премию, но у нас эти деньги сняли, потому что кому-то в других организациях не хватало».
Поддерживает коллегу и Владимир Тарасов: «У нас тренеры очень высокого уровня. В Беларуси, например, такие тренеры получают до полутора тысячи долларов. Ведь они готовят членов молодежных, юношеских сборных. У нас вот есть чемпион Европы по боксу в прошлом году, призеры, чемпионы по регби. Но зарплаты — меньшие в разы».
Игорь Гоцул видит решение этой проблемы в изменении системы оплаты труда тренеров. Те, кто показывает лучший результат, должны получить больше: «Все меньше молодых людей хотят работать в спортивных школах, идет старение этой тренерской категории. Чем дальше — тем больше проблем, спортивные школы не могут закрыть вакансию. Недавно было предложение правительства увеличить зарплату всем тренерам на определенный процент. Это предлагали сделать одинаково всем. Но спорт — это конкуренция. Мы живем в условиях рыночной экономики и должны создать рынок услуг тренеров. Если бы мы освободили систему от уравниловки, единой тарифной сетки, которая сегодня существует, мы бы создали условия, когда спортивные клубы пытались, конкурируя за финансирование и внимание меценатов, привлечь лучших тренеров к себе и дать им достойную зарплату».
Начать реформирование системы детско-юношеских спортивных школ могут уже с 2020-го. Но перед тем как мы увидим обновленные школы с новой базой и достойным обеспечением тренеров, пройдет еще не один год.