«Дача Докса», один из самых старых особняков одесской Аркадии, была снесена в ночь с пятницы на субботу. На месте разрушенного дома готовятся к строительству многоэтажки: помимо самого здания снесены еще и деревья, которые росли вокруг. Местная власть отвечает, что дача Докса находилась на территории бывшего санатория «Дружба», и все три строительные площадки на этой территории имеют разрешение на проведение подготовительных работ. А самое главное — само здание не было памятником архитектуры.
О возможности снесения здания предупреждал ряд одесских СМИ и общественных деятелей. На своей странице в «Фейсбуке» краевед Александр Бабич писал: «Дача Докса — последний из особняков Гагаринского плато Одессы. На днях его снесут и на его месте построят дежурную высотку «Гефеста». И превратится Аркадия в самый мерзкий спальный район Одессы. Дышать покупатели «элитной недвижимости» будут собственными выхлопами».
Днем 28 октября, перед самим снесением здания, глава Одесской области Михеил Саакашвили подписал распоряжение о мерах по сохранению дачи Докса, однако это не помогло ее спасти.
Застройкой территории бывшего санатория занимается строительная компания «Гефест», владельцем которого является Пантелеймон Бумбурас. Прокомментировал ситуацию со снесением особняка директор СК «Гефест» Александр Проценко, отметив, что Дачей Докса никто не занимался и она находилась в аварийном состоянии: «На сегодня компанией «Гефест» были получены все необходимые документы для начала подготовительных работ на этой территории. Пройдены все необходимые сессии одесского городского совета. Работы уже проводятся около двух недель, и до сих пор никаких предписаний или писем в адрес нашей компании не поступало. Да, на балансе санатория «Дружба» находился спальный корпус, но он нигде не был отмечен как памятник архитектуры. Поэтому в соответствии с нашим планом работ и был выполнен разбор этого здания, которому ежедневно угрожало самостоятельное разрушение. Теперь там планируется строительство 24-этажного многоквартирного дома».
Немного из истории здания. Особняк до революции принадлежал Анатолию Доксу, члену одесской судейской палаты. Позже территория «дачи Докса» вошла в санаторий «Дружба», а на самом доме там проживала администрация санатория. Однако позже «Дружбу» начали распродавать, и наибольшим покупателем земли стала компания «Саут парк», владельцем которой был бывший нардеп Игорь Марков. Несколько раз «дачу» поджигали, последний пожар был в 2010 году.
Юрий НИКИТИН, представитель общественной организации «Сохраним Одессу сами»:
— Несмотря на то что дача Докса была зданием невероятной красоты, абсолютно необычным, она никогда (по моим данным) не была памятником архитектуры. Даже в самом первом реестре культурного наследия 1991 года, который практически идентичен советскому, ее нет. Почему так случилось, каким критериям она не соответствовала — мне трудно сказать. Но тот факт, что государство никак это здание не охраняло, был использован в качестве основания для его сноса. Фактически дом ничего не могло защитить. Права на землю у застройщика есть, ДПТ утверждено, исторического ареала там нет. Все зависело только от доброй воли застройщика, потому что муниципальная власть показала, что воли защищать здание у них не было.
Дмитрий ЖДАНОВ, координатор общественной инициативы Odessa Incognita:
— Дача Докса не была объектом культурного наследия, потому и не было никаких законных оснований для запрета сноса здания и застройки этой территории. К сожалению. Где были все те общественные активисты, которые активизировались сейчас, когда этот объект выводили из реестра объектов культурного наследия? Кто был инициатором? Какую должность он сейчас занимает? Вот три вопроса, на которые нужно ответить уже сегодня. Потому что это не единственный объект культурного наследия Одессы, который не имеет охранного статуса. Сегодня снесли один объект, завтра — другой, послезавтра — третий. На этой ситуации не нужно пиариться, нужно работать и спасать культурное наследие.
Было бы хорошо расширить штат управления по вопросам культурного наследия. Их там ориентировочно восемь человек, а объектов только в официальном списке — 1500. На каждый из них необходимо составить паспорт, учетную карточку, провести замеры, сделать фотофиксацию, составить акт обследования, покопаться в архивах, найти информацию об аутентичном виде, написать историческую справку. Это колоссальный труд.
Сейчас в опасности и одесские колодцы, и старинные «бельгийские» трамвайные остановки. Часть этих остановок когда-то была в реестре культурного наследия. Потом их вычеркнули из реестра. Сейчас мы разработали новую документацию, которую отправят в Министерство культуры Украины на утверждение. Старинные казацкие некрополи в Нерубайском и Усатовом тоже планомерно уничтожаются сельсоветами для освобождения земли для новых захоронений. Старинным информационным табличкам на фасадах Одессы коммунальщики вообще объявили войну. Их закрашивают, пробивают ради монтирования фонарей, завешивают современными адресными табличками. В опасности и наиболее знаковое здание — деревянная станция спасения на воде, которая построена в начале ХХ века Львом Влодеком. Это единственный в Одессе памятник архитектуры, выполненный полностью из дерева. И его еще можно сохранить. Надо брать под охрану.