Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сто лет недоли

27 ноября, 2015 - 12:58

ХХ век не был ласковым для украинцев. Кроме войн, голодоморов, миллионы наших соотечественников испытали и депортации, потеряв свою родную землю. Такими, в частности, были жители Холмщины и Подляшья.

Собственно, что в настоящее время рядовой украинец знает о них? Почти ничего. Эти территории многими в настоящее время воспринимаются как польские. Украинские топонимы этих земель на наших географических картах переиначены по-польски. Например, бывший город Холм читается как Хелм. Кто хорошо изучал историю, тот, вероятно, помнит, что этот город основал князь Данило Галицкий. И именно здесь находилась его резиденция. Кто-то что-то слышал о Холмской иконе Божьей Матери, которая в настоящее время находится в Луцке, в Музее Волынской иконы. Кто-то, может, знает, что в Холме родился выдающийся украинский историк Михаил Грушевский. Вот, кажется, и все. Или почти все.

История Холмщины и Подляшья, их культура для многих из нас — терра инкогнита. О них вы почти ничего не найдете в учебниках. Можно сказать, что холмцы, а также украинцы Южного Подляшья — это ветвь украинского народа, которая фактически была уничтожена.

И началось ее активное уничтожение как раз сто лет тому назад.

Так совпало, что к этому грустному юбилею вышел третий, завершающий, том фундаментального издания «Від депортації до депортації. Суспільно-політичне життя холмсько-підляських українців (1915—1947). Дослідження. Спогади. Документи» (Издательство «Букрек» в Черновцах). Подготовила это издание группа исследователей — Михаил Горный, Виталий Макар, Анатолий Салюк. Однако главную роль здесь сыграл Юрий Макар — известный ученый, историк и международник, многолетний декан исторического факультета Черновицкого национального университета. Этот автор родом из Южной Холмщины, т. наз. Расточья. Родился он в далеком 1935 году в селе Новоселки около городка Лащив Томашевского уезда. Поэтому для него история Холмщины и Подляшья — его история. Можно сказать даже так: трехтомник «Від депортації до депортації» — это книга жизни Юрия Макара. И в прямом смысле и в переносном.

В издании уделено много внимания «первой депортации» жителей Холмщины и Подляшья, которая была осуществлена во времена царской России в 1915 году. О ней у нас практически не знают. Хотя это была большая трагедия для местного населения. В то время через эти края проходила линия фронта между царской Россией, с одной стороны, и Германией и Австро-Венгрией, с другой.

Российская власть решила действовать по принципу «выжженной земли». Если враг захватывает землю, там должна быть пустошь. Поэтому сотни тысяч крестьян сгоняли с родной земли, предлагая им выезжать вглубь России. Кто не хотел этого делать, того насильственно депортировали военные. В результате такой депортации люди лишились не только нажитого тяжелым трудом имущества. Тысячи из них умерли в результате болезней, голода, тяжелых условий, в которых они оказались.

Не лучшей была судьба и тех, кто сумел остаться. Многие из них погибли во время военных действий, кого-то депортировали австрийцы и немцы.

В результате военных действий количество украинского населения на Холмщине и Подляшье  заметно уменьшилось. Оно утратило здесь свое доминирование, уступив полякам. Последние же начали активную полонизацию этих земель в межвоенный период, когда они вошли в состав Второй Речи Посполитой. Авторы показывают, как происходили здесь миграционные процессы, как обеспечивалось преимущество польского элемента, как насаждалась польская культура, уничтожалась культура украинская, православные церкви. Польская власть сознательно пыталась изолировать эти земли от украинцев Галичины и Волыни, где было относительно сильное национальное движение.

Смертельного удара по украинцам Холмщины и Подляшья нанесла Вторая мировая война. Незадолго после ее начала и разгрома Польши эти земли были заграбастаны немецкими оккупантами. Последние включили их в состав генерал-губернаторства, ставшего автономной частью нацистской Германии. Предусматривалось, что эта территория будет германизирована. Поэтому украинцев выселяли с их родных земель и пытались поселить здесь немецких колонистов. Правда, эта колонизация, в силу разных причин, не обрела массового характера.

Угроза же украинцам Холмщины надвигалась с другой стороны. Начиная с 1942 года, против холмцев-украинцев начинает террор польское подполье. Сначала это были одиночные убийства украинских интеллигентов, администраторов, а также священников. Однако, начиная с первых месяцев 1943 года, польские подпольщики, прежде всего Армия Краевая, начинает уничтожать украинские села и убивать мирных людей.

Это происходило еще до т. наз. «волынской резни». Последняя, по крайней мере, частично, была вызвана террором против украинцев на Холмщине. Холмцы убегали на земли соседней Волыни, где позиции поляков были намного слабее. Они, конечно, рассказывали о тех ужасах, которые им пришлось пережить от рук польских подпольщиков. И это было не последней причиной, вследствие чего на Волыни обострились антипольские настроения и начались погромы поляков.

1943—1944 гг. стали для украинцев-холмцев временами больших испытаний. В издании подробно рассказывается об уничтожении польским подпольем украинских сел на Холмщине, массовых убийствах местного населения. Эта информация в книге подкреплена воспоминаниями, а также документами.

Не удивительно, что холмцы положительно восприняли приход советских войск. Некоторые из них надеялись, что их присоединят к Украинской Советской Социалистической Республике. Отдельные села даже обращались с соответствующими воззваниями к правительству СССР. Однако советское руководство решило по-своему. Холмщину и Подляшье решено было передать Польше. Также ей передали другие земли, где проживали украинцы, — Перемышлянщину и Лемковщину. При этом украинцам было предложено переселиться с этих земель на территорию УССР. Наступила очередь новой депортации — 1945—1946 годов. Немало украинцев добровольно согласилось на нее, надеясь, что в советской Украине они найдут мир и спокойствие. Однако не все было просто. Часть из них оказалась на непривычных для них землях юга Украины, где им трудно было выживать. Об этих скитаниях холмцев тоже немало говорится в издании.

Окончательным ударом по украинцам, которые проживали на землях своих предков, на территории «народной» Польши (т. наз. Закерзонья), была операция «Висла» в 1947 году. Абсолютное большинство из них было депортировано на бывшие немецкие территории, которые вошли в состав Польского государства. Их специально расселяли отдельными семьями среди основной массы поляков, чтобы украинцы не могли организовываться. Это стало последней точкой в зачистке Закерзонья от украинцев. Таким образом, эти земли стали польскими.

Авторы книги справедливо отмечают: «...акция Висла, кроме гибели и огромных претерпений людей, принесла колоссальные материальные потери не только депортированным украинцам, но и всей национальной экономике Польши. Она повлекла полное опустение сел, если говорить обо всем Закерзонье. Только небольшую часть из них заселили поляки. Посещая Польшу еще в 70-х годах прошлого века, мы с болью в сердце наблюдали запустение. На месте бывших цветущих украинских сел с развитой инфраструктурой пришлось видеть небольшие поселения с непродуктивными кооперативами и государственными сельскохозяйственными предприятиями».

Определенное внимание в издании посвящено судьбам холмцев и украинцев Подляшья после Второй мировой войны. Рассказывается и о том, какие они создали общественные организации, как пытались и пытаются сохранять свои культурные традиции — и в Украине и в Польше.

Книга богато документирована и иллюстрирована. После ее прочтения начинаешь осознавать трагедию холмцев — забытой, но живучей ветви украинского народа. Может, действительно эти люди имеют «княжеский корень».

Петр КРАЛЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ