Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Стране нужна система беспрерывного просвещения»

Почему за 20 лет в Украине проблемы образования только обострились
26 апреля, 2012 - 12:32
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В условиях процессов мировой глобализации образование четко показывает свое несоответствие времени и противостоит социально-экономическим условиям общества. Реформа системы образования в Украине, которая продолжается более 20 лет, практически мало влияет на рациональное решение образовательных проблем. Ряд стран Европы — Франция, Россия, Германия, Чехия, и США — стремится реформировать подготовку специалистов — создаются учебные программы, успешное завершение которых гарантирует студентам получение степени бакалавра, магистра международного уровня. Ситуация, которая сложилась у нас в Украине, касающаяся ученых, абитуриентов, содействует многолетней тенденции «оттока мозгов». Из Украины за рубеж выехало немало ученых, профессионалов, программистов.

Во многих вузах Украины оплата за обучение (контрактникам) — солидная. Наблюдается позиция увеличения оплаты независимо от форм собственности учебных заведений. В университетах Украины смогут учиться только дети состоятельных родителей. Во многих цивилизованных европейских странах учебные заведения выплачивают стипендию всем малообеспеченным студентам. Учитывая уменьшающееся количество абитуриентов, в некоторые вузы за рубежом принимают на учебу нашу молодежь бесплатно. Поэтому интеграция Украины в европейские вузы только ускоряет эмиграционные процессы, поскольку немалая часть бизнесменов, ученых, студентов связывает свою профессиональную деятельность с европейскими странами, Россией, Канадой, США, Израилем.

Надо отдать должное нашим дипломатам в Западной Европе: они стремятся создавать при посольствах школы и курсы для наших граждан Украины, проживающих за рубежом. Однако они не могут поступать в вузы Украины даже на заочную учебу, поскольку не сдавали в Украине тестов. Мы не можем им в этом помочь, объяснил наш выпускник-дипломат.

На начальном этапе реформ, которые пытались проводить без финансовых возможностей, пошли по пути — догнать и перегнать Европу по количеству студентов. В состав высших учебных заведений включили свыше 500 техникумов. Из курсов повышения квалификации при министерствах создали институты, академии (платные). На протяжении 20-летней образовательной реформы высокие чиновники создали еще новые государственные вузы разных направлений, так называемые специальные, задачи которых вполне могли выполнить работающие много лет университеты. В результате получили то, что имеем, — большинство министерских курсов, ставших вузами, завершили свою деятельность, на учебу в них молодежь идти перестала, как и в ряд других учебных заведений. Рыночные отношения в стране стали влиять и на образовательные структуры. И это нормально и правильно. Рынок образовательный, а не чиновники должны решать — кому, куда идти учиться.

Но уже более пяти лет МОН обеспокоено большим количеством вузов в стране и стремится закрыть те, у которых нет высокой защиты. С этой целью создана Госинспекция, ее чиновники во время проверки дают указания преподавателям, как оценивать своих коллег. Правильно ли это? Министерство, имея свои структуры, опытных сотрудников, передало функции новой контролирующей организации. О какой автономии, демократии вузовской может идти речь?

Важным для наших студентов является возможность обучаться в своих небольших городах, что имеет место во многих странах. Как помочь способной молодежи с периферии, когда закрываются филиалы вузов? Безусловно, если университет имеет их 25 — 30 и более, ими невозможно управлять. Так почему бы Министерству образования и науки не определить, кто и сколько филиалов может иметь, и где конкретно. И что плохого в том, что в районы областей приезжают и читают лекции профессора из столичных вузов?

Безусловно, лучше иметь в райцентре институт. Но где взять кадры? Требования Министерства образования и науки в этих вопросах отвечают европейским нормам. Вопрос: где их готовить? Ведущие университеты Украины давно установили высокую оплату в докторантуре. Может ли доцент оплачивать свою докторантуру, если его зарплата составляет чуть выше трех тысяч гривен в месяц? Доктора наук очень нужны вузам. В ряде периферийных университетов мало не только докторов (три-пять человек), но и кандидатов наук. Как объяснить, что докторантура во многих вузах уменьшается? Объяснение простое — в бюджете не хватает денег. Возможно ли в этих условиях развитие науки в университетах?

Актуальной задачей образовательных программ в Украине должно стать более успешное изучение иностранных языков. В Европе студенты владеют одним-двумя иностранными языками. Народ Украины практически владеет украинским и русским языками, сегодняшние молодые ученые, студенты, молодые бизнесмены стремятся овладеть английским, немецким, французским языками. Во многих европейских и других странах изучают русский, украинский. В Российской Федерации последние годы активнее изучают историю и украинский язык, издают книги по филологии и истории Украины. В 1995 году в Италии, принимая участие в Международной научной конференции, я подчеркнул необходимость сохранить в Украине русскую филологию и дать возможность желающим украинцам, иностранцам обучатся на русском.

В 2000 году Национальная академия наук Украины и Министерство образования и науки Украины создали на базе Киевского славистического университета Украинский государственный славистический центр (в Украине нет специализированной организации, которая бы комплексно занималась развитием славистики). Автор не ставит под сомнение работу в этом направлении Института истории Украины НАНУ, Национальной библиотеки им. Вернадского. Следует заметить, что многие ученые НАН Украины активно поддержали идею создания центра славистики, поскольку Украина — вторая по численности населения славянская страна в Европе, и ее участие в развитии славистики должно быть ощутимым. Несмотря на отсутствие финансирования славистического центра, ученые университета, работающие в нем на общественных началах, подготовили проект программы развития славистики в Украине.

Нередко молодые люди, а может, и бабушки, в стремлении помочь своим детям, дабы воспитывать достойных граждан страны, желают получить специальность педагога за свой счет. Кто может запретить это при наличии среднего образования? А запрещают, если не пройдено тестирование. Если человек работает по специальности и хочет за свои деньги получить знания для совершенствования своей специальности, нужно ли в этом случае тестирование? Возможно, лучше предоставить информацию о месте работы и рекомендацию на учебу?

Одним из самых сложных остается вопрос поступления в вузы. Нагрузка на абитуриентов высокая: экзамены в школе, тестирование, а в ведущих вузах опять вводят вступительные экзамены. Зачем тогда тестирование?

В стране немало малокомплектных сельских школ, где один учитель читает несколько предметов. Школы пытаются закрывать, объединять. А что в дальнейшем будет с селом, в котором нет школы, клуба, библиотеки? Таких сел становится все больше. Выпускники педуниверситетов не едут в село, не спешат и в городские школы, поскольку зарплата учителя уже много лет ниже уровня средней.

В последние годы в бюджете страны планировалось солидное увеличение расходов на образование, но кто контролирует расходы бюджета? Давно известно, что госбюджет активно распределяют чиновники с выгодой для себя. Все проверки и выводы остаются в архивах Счетной палаты. В условиях, когда финансово-экономический кризис объединяется с политическим, проблема бюджета страны в целом и бюджета образования в частности становится особо острой. Государство, по всей вероятности, в современных условиях вынуждено будет пойти на расширение частного сектора в среднем и дошкольном образовании. Если в государственных вузах учатся за счет бюджета и по контракту, то в государственной общеобразовательной школе этого не может быть. Тогда будут планировать расширять систему частных общеобразовательных школ. Сегодня это возможно в финансовых столицах страны: Киеве, Днепропетровске, Харькове, Львове, Донецке, Одессе. А что будет завтра, если государственная политика ущемления приватного сектора в образовании перешагнула правовую черту Основного Закона страны? Известно, что по Конституции все формы собственности равны. Однако чиновники их равняют только на бумаге. Может ли развиваться частный сектор в образовании, когда государственное учебное заведение не платит налога на землю, а для приватного оплата за землю, аренду растет? В то же время известно, что в этих учебных заведениях, в основном, учатся дети родителей, приближающихся к среднему классу, а большинство детей весьма состоятельных, богатых родителей учатся за счет бюджета или за рубежом.

Стране необходима система беспрерывного образования, переподготовки кадров. Реформирование системы давно пошло по пути изменения названий курсов при министерствах на институты, академии. Давно стоит вопрос, а зачем эти ИПК? Почему бы эти функции не передать на договорной и конкурсной основе таким вузам, как КПИ, КНУ имени Тараса Шевченко, КНЕУ и другим, в том числе — негосударственной формы собственности? Следует отметить, что без активного сотрудничества институтов НАНУ и вузов университетам будет сложно развивать научную деятельность и использовать ее в учебном процессе. Реформы образования должны быть решены Президентом Украины и парламентом, с активным участием украинского народа, который, по сути, содержит украинское образование.

Юрий АЛЕКСЕЕВ, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник образования Украины, президент Славистического университета
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ