Сохранение национального культурного наследия не было приоритетом власти в советские времена, и не стало таковым в годы независимости. Примером тому может быть судьба Житомирского областного краеведческого музея. За 140-летнюю историю своего существования он переселялся (вернее, его переселяли) не раз. В начале 70-х годов прошлого века под основные коллекции музея был передан дом в историческом центре города на Замковой горе, где до революции размещалась резиденция римско-католического епископа, и расположенная там же Крестовоздвиженская церковь, в которой в разные времена молились верующие различных православных конфессий. Тем самым под одно из старейших в стране собраний исторических, художественных, этнографических ценностей, экспонатов была заложена бомба замедленного действия. Ведь рано или поздно верующие стали бы требовать возвращения этих зданий. Что и произошло после провозглашения Украиной независимости. С принятием в апреле 1991 года Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» и выдачей соответствующих президентских указов в марте 1992-го и марте 2002 годов как римско-католическая, так и православные общины получили легитимные основания для своих претензий. По данным начальника управления общественных связей Житомирской облгосадминистрации Николая Сюравчика, за годы независимости на Житомирщине возвращено разным религиозным конфессиям 170 сооружений. В конце октября этого года католики заявили о готовности начать акции гражданского неповиновения в поддержку давних требований возвращения им бывшей резиденции епископа, сейчас основного помещения краеведческого музея. В ответ глава Житомирской облгосадминистрации Павел Жебривский заявил, что не поддастся давлению, с чьей бы то ни было стороны оно не исходило, но высказал готовность конструктивно рассмотреть этот вопрос. Впрочем на проведенном недавно совещании с привлечением как религиозных деятелей, так и руководителей различных столичных ведомств оказалось, что дело значительно сложнее, и одним взмахом руки, даже чиновника самого высокого уровня, его не решить. Музей на данный момент просто некуда перенести. Причем ему тесно даже в нынешних стенах — из более чем 150 тыс. редких памятников, хранящихся в его коллекциях, выставляется лишь 3%. Если руководствоваться законом «О музеях и музейном деле», в помещениях, где они должны находиться или куда переноситься, нужно обеспечить специальные условия (температуру, влажность, освещенность, и тому подобное), при соблюдении которых экспонаты не будут портиться, а также обеспечить надежную охрану. С этой точки зрения, мнение начальника отдела музейного дела Министерства культуры и туризма Любови Нестеренко, вариант решения проблемы, озвученный начальником управления культуры облгосадминистрации Василием Врублевским — неприемлем. А именно — к маю следующего года закончить ремонт бывшего городского магистрата (также здание начала прошлого века), туда перенести картинную галерею музея, а освободившиеся помещения (приблизительно половина здания) в июле того же года отдать римско-католической диецезии. Очевидно, что при реализации подобного сценария трудно будет обеспечить юридически корректное и согласованное применение законов «О музеях и музейном деле» и «О свободе совести и религиозных организациях», причем уступить должен будет музей. Хотя и религиозные общины, и музейные учреждения, каждые по- своему, призваны заботиться о духовной сфере людей.
«Цена» переезда музея — 2— 2,5 млн. грн. на ремонт и переоборудование магистрата, которые надеются получить в Минфине и Госстрое. Возможность отказа названных столичных инстанций почему-то не рассматривалась, а без этих средств реализация варианта «галерея в магистрат» вряд ли осуществима. Областному бюджету не хватает почти 60 млн. грн. на обеспечение обязательных расходов. Хотя не исключено, что какие-то предыдущие договоренности в русле принятия Госбюджета на 2006 год уже существуют.
Дальнейшая судьба музея согласно этого же варианта рассматривается уже в контексте амбициозного, но на данный момент далекого от реализации плана создания в Житомире духовно-культурного заповедника «Старый Житомир» на месте бывшего архиерейского двора (резиденции волынских православных епископов). Там планируется выделить еще несколько зданий под другие коллекции. Но для этого нужен лишь «пустяк» — переместить из этого уголка в центре города штаб 8-го армейского корпуса с рядом других военных учреждений. Сумма необходимых на это расходов, которую озвучили военные, определяется (в различных вариантах) в 65— 125 млн. грн., явно неподъемная для областного бюджета и весьма проблематична для бюджета Минобороны. К тому же директор музея Лариса Грузская не уверена, что там будет достаточно пригодных для перемещения музея помещений, поскольку ни разу не имела возможности увидеть их ни на плане, ни в натуре. Самым лучшим выходом, убеждена она, было бы строительство специального и соответственно оборудованного нового помещения. Однако ни при советской власти, ни во времена независимости Украины денег на проектирование и строительство нового музея не нашлось, хотя определенные планы рассматривались. Приблизительно такого же мнения придерживается глава облсовета Архип В ойтенко — областной власти следует обратиться в парламент с просьбой учесть в госбюджете выделение Житомирщине средств на строительство нового музея. А вопрос относительно возможного перебазирования штаба 8-го корпуса не поднимать, пока Министерство обороны не найдет необходимые для этого средства. Губернатор и его команда надеются, что правительство пойдет навстречу области в достижении этой цели и утвердит специальную программу с соответствующим финансированием. Впрочем, есть серьезные основания сомневаться, что эти надежды не сбудутся, — подобные проекты в государственных масштабах реализуются пока что в считанных местах Украины. И может случится так, что ни Житомирский краеведческий музей не получит соответствующих условий для своего функционирования, ни духовно-культурный заповедник в обозримом будущем также создан не будет.