Фонд «Демократические инициативы» провел общенациональный опрос студентов Украины и сравнил результаты с результатами 2011 года. Спрашивали о студенческой жизни, учебе, выборе профессии, работе, самоуправлении, свободном времени, виденье будущего. По сравнению с предыдущим исследованием, у современных студентов выросли требования к качеству образования, также больше студентов признают, что для поступления на престижную работу ключевую роль играет профессиональный уровень, а не личные связи. Согласно опросам, больше всего коррупции — на факультетах естественных наук, меньше всего — на художественных.
• Больше всего студентов сегодня беспокоят факторы материальные: нехватка денег, невозможность трудоустройства в свободное время, коррупция. Очень мизерная часть студентов живет на стипендию — 11%. Еще у 7% студентов стипендия составляет свыше 80% их дохода. Почти 40% студентов уже работают, из них 11% — по специальности. Каждый десятый студент уже сейчас не собирается работать по выбранной профессии. Еще больше — в технических вузах. А половина из тех, кто все-таки хочет работать по специальности, ответили, что — «в зависимости от уровня зарплаты».
• «В целом высшее образование в Украине студенты оценивают ниже, чем «удовлетворительно», а образование в собственном вузе — немного выше, чем «удовлетворительно». По сравнению с 2011 годом, оценки — ниже. Я не думаю, что за это время существенно изменилось образование, очевидно, студенты стали более требовательными, — считает директор Фонда «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива Ирина БЕКЕШКИНА. — Выросло количество тех, кто хотел бы учиться за рубежом: в настоящий момент — почти 70%, в 2011 — 55%. Интересно и важно, что студенты считают — количество вузов должно определяться потребностью рынка труда, а также возможностью вузов давать качественное высшее образование. Это идет в курсе реформ и изменений, которые нарабатывает Минобразования, пытаясь сократить учебные заведения, которые не дают качественного образования. Студенты выделили три проблемы, требующие первоочередного решения. Это непризнание большинства отечественных вузов в мире. Это — проблема №1 и среди родителей. То есть уже сегодня и родители, и студенты соотносят наше образование с требованиями, которые существуют за рубежом. Несоответствие преподавания требованиям рынка — вторая актуальная проблема, третья — коррумпированность преподавательского состава вузов. В то же время студенты не видят проблем в низком профессиональном уровне преподавателей и отсутствии студенческого самоуправления. Студенты часто видят следствие, но не всегда — причины, которые к этим последствиям приводят. Ведь настораживает то, что предложение ввести тестирование выпускников вузов, а это, на мой взгляд, может кардинально изменить подход к качеству образования в вузах, поддержало всего 10% студентов. При конкретном вопросе «за» или «против» большинство студентов высказались против внедрения ВНО при вступлении в магистратуру и против ВНО на выходе. Чем лучше студент учится, тем более позитивно он относится к ВНО, но это касается лишь отличников».
• По оценкам экспертов, за последние четыре года коррупции в вузах стало немного меньше — на 5-10%. Но это — не радикальные изменения, потому что радикальные заключаются в ликвидации причин коррупции. Почему она существует? Потому что студенты считают, что так проще учиться. Во-вторых, в коррупции больше всего задействованы те, у кого больше всего «троек». Это значит, что часть студентов либо не может учиться, либо не хочет.
«Если бы эти цифры мы получили в медицине, то сказали бы, что больной в очень серьезном предынфарктном состоянии. Необходимы квалифицированные «реаниматоры», иначе будет беда. Ведь те, кто учится, ставят 2,8 балла по пятибалльной шкале за качество высшему образованию! 68,8% говорят о покупке дипломов, контрольных работ, оценок... Я не ошибался, когда неоднократно говорил, что зарубежный студент идет в университет получать знания, а украинский — диплом, который ему не всегда нужен, — убежден директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь ЛИКАРЧУК. — Еще 79,4% студентов признают тот факт, что они больше склонны к тому, чтобы купить оценки. И только 46% собираются работать по выбранной специальности. Отсюда я делаю два вывода: нам нужно делать более жесткую систему поступления в вузы. Потому что если мы на сегодня грамотно проанализируем правила приема, которые вузы предложили в 2015 году, то увидим, что всего пять университетов в правилах приема выставили требование — сертификат по украинскому языку с результатами углубленного уровня. Если возьмем те 300 университетов Украины, которые мы называем настоящими, из них всего девять требуют от абитуриентов сертификат углубленного уровня. 93% согласны принимать абитуриентов с самым низким баллом ВНО — 100 баллов. Я уже не говорю о том, что на филологические специальности некоторые университеты не поставили иностранный язык на вступительное тестирование... Второе предложение — в ближайшие годы мы должны начать процесс внедрения ВНО по предметам, имеющимся в университетах, — хотя базовым, на которых основывается подготовка выпускника».
• Высшее образование — это не только студенчество, но и профессорско-преподавательский состав. Эксперты считают, что ответственность за организацию реформирования системы образования лежит именно на этих людях. Уже год прошел с момента принятия закона «О высшем образовании», но, по словам председателя Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования Лилии ГРИНЕВИЧ, он еще не начал работать в академических кругах. Называют ряд причин, одна из которых — сопротивление консервативной части преподавателей и руководителей учебных заведений.
• «Большой иллюстрацией этого сопротивления являются выборы в Национальное агентство обеспечения качества высшего образования. То, что мы получили там людей, которые были люстрированы, а раньше — задействованы в системе при предыдущем министре образования, свидетельствует о неготовности общества к реформам и о желании работать по старым схемам, — говорит Лилия ГРИНЕВИЧ. — Следующий вопрос — кто станет главой агентства, кто будет заместителями. Мы не можем допустить, чтобы такую важную институцию, являющуюся сердцевиной обеспечения качества высшего образования, возглавляли люди старой системы, которые не владеют европейскими подходами в оценивании качества образования. Следовательно, к этому нужно особо внимательно отнестись. Вторая проблема: не хватает необходимых технологических решений. В частности, в части антиплагиата. О борьбе с плагиатом мы можем честно говорить со студентами, если покажем, как с ним борются в академической среде. Сегодня закон «О высшем образовании» дал специализированным ученым советам возможность присваивать научные степени. Однако до сих пор они не обеспечены соответствующим антиплагиатным программным обеспечением, а ведь очень важно, чтобы каждый ученый совет имел возможность им воспользоваться. Третья проблема — студенты пока что системно не почувствовали внедрения закона о высшем образовании из-за отсутствия новых стандартов в образовании. Мы очень надеемся на то, что именно этот год станет годом разработки новых стандартов, которые обяжут все вузы обеспечить 25% содержания учебных курсов по выбору студентов. Потому что это позиция закона».