Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Свинья на раздорожье

Почему «падает» цена?
26 марта, 2007 - 19:56
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКА / «День»

Свинарка Оксана Вовк девятый год подряд трижды в день преодолевает расстояние от дома до фермы. «В шесть утра уже на работе», — рассказывает неутомимая труженица. Она отдает должное учредителям кооператива «Святец» за то, что «не обделяют вниманием отрасль». Считает, что нынешние времена для фермы — из худших. «Ведь закупочная цена за килограмм живого веса «падает», а производственные затраты увеличиваются. Вот и энергоресурсы дорожают, и кормовые добавки», — объясняет свинарка.

В свое время Оксана успешно закончила техникум советской торговли. «А у нас все дипломированные. Даже учителя, швеи по профессии за свиньями смотрят и на судьбу не жалуются», — говорит главный зоотехник кооператива Светлана Андрощук. И уточняет: «Вакансий нет и в ближайшей перспективе не предвидется. На ферме заняты люди в возрасте от 28 до 42 лет». Традиционная отрасль дала селу Святец 41 рабочее место.

Что же касается лучших и худших времен в истории свиноводства в отдельно взятом селе, то председатель одноименного кооператива «Святец» Василий Мастий говорит: «Кооператив — правопреемник колхоза. Еще в период трансформации коллективной собственности в частную организаторы решили: пусть будет все так же, как и было. И не уменьшили поголовье животных. Уже увидели, что произошло там, где уменьшили или вывезли все невесть куда и за какие деньги. Фермы пришли в упадок, люди остались без работы. И уже тяжело что-то восстановить. Понятно, ломать — не строить».

Мол, ферма — это не только производственный объект. Там, где ферма, село процветает и угадывает свои светлые перспективы.

Поэтому в построенных еще в далекие 60-е прошлого века зданиях святецкие «консерваторы» содержат 2500 голов свиней. Не больше, чем когда-то было, но и не меньше. Столько, сколько «позволяет» производственная площадь. «И порода традиционная — большая белая. Представительницы этой породы как нельзя лучше адаптированы к нашим естественным условиям. Хорошо прибавляют в весе и дают приплод. Вот только в прошлом году продали нашим кооператорам три тысячи голов поросят. Следовательно, образно говоря, на ферме «держатся» и селянские хозяйства», — считает главный зоотехник Светлана Андрощук.

Купила поросят в кооперативе и Оксана Вовк. Она говорит, что «домашние свиньи проигрывают в «конкуренции» кооперативным — меньший суточный прирост дают». «Потому что в хлеву преобладает ручной труд, различные кормовые добавки, как на ферме, не применяются», — объясняет Оксана. «И вообще, дома эта отрасль убыточная. А зачем держим? Потому что нужно же что-то делать», — добавляет.

За годы добросовестного труда на этой ферме выпускницы техникума советской торговли, педучилища, курсов швей и других учебных заведений стали свидетелями определенных изменений в технологии кормления поголовья. «Учредители кооператива закупили импортное оборудование. Компьютер «смотрит» за тем, чтобы корма смешивались в пропорциях, которые определил главный зоотехник. А кормление в соответствии с рационами обеспечивает электронная система», — рассказывает оператор кормцеха Иван Лущан. Оператору приятно, что он, в частности, и хозяйство, в общем, «не оказались в стороне научно-технического прогресса».

Однако мнение Ивана Лущана не разделяют главный зоотехник Светлана Андрощук и председатель кооператива Василий Мастий. Изучая передовой опыт, они побывали в свое время на «фабриках свинины», собственными глазами увидели, что такое настоящий прогресс. «Там одна свинарка смотрит за поголовьем, которое по количеству раз в 20 больше, чем в Святце. Все трудоемкие процессы возложили, как когда-то говорили, на плечи машин», — возражает оператору главный зоотехник.

Здесь-таки возникла короткая дискуссия на тему, имеет ли «продвинутая» технология определенные преимущества над «почти» традиционной, то есть такой, как в Святце. «То, что там производительность труда выше, — это факт», — заявила Светлана Андрощук. «У каждой свиньи свои особенности, которые, конечно же, нужно учитывать. Кто же их взвесит, если этих голов — тысяча?!» — ответила на это Оксана Вовк. А председатель кооператива Василий Мастий, напомнив о ВТО, в которую стремится страна, не забыл о «непережитой» в свое время селами гигантомании. Не посмотрит ли косо, спрашивается в задаче, эта строгая торговая организация на мясо и сало из Святца?!.

Участники этой дискуссии не расставили все точки над «і». Однако выразили искреннее уважение к животному и полное единодушие относительно того, что украинскому селу без свиньи, как говорят, ни туда и ни сюда. «Чем больше свиней, тем лучше живет село», — сделал окончательный вывод председатель кооператива Василий Мастий.

Комментируя ситуацию, председатель Теофипольского районного совета Василий Кравчук заявил:

— Каждая пятая свинья области содержится на фермах Теофипольского района. Следовательно, как говорили и писали при колхозах, в наших селах отдают должное этому резерву производства мяса и сала. «Фабрика» — в обществе «Старт», где на промышленной основе содержат семь тысяч голов. Лично я не сторонник гигантомании. Приветствую усилия хозяйственников, которые содержат небольшие фермы. Дают работу людям в Кузьминцах, Лидиховке, Карабиивке, Базалии, Волице Полевой, Бережинцах... В Туровке еще в прошлом году было 40 голов свиней, а теперь — 417.

Припоминаю, в 1999-м, когда цена за килограмм живого веса увеличилась с 3,6 до 8 гривен, селяне обрадовались: наконец, дождались — будем зарабатывать деньги! Именно тогда и занялись свиноводством, как говорят, по-настоящему. В 2005-м «среднестатистическая» цена за килограмм живого веса достигла 9,8 гривни. Результат? Район получил от отрасли 2 миллиона 237 тысяч гривен чистой прибыли.

А что теперь? Цена «упала» до 6 гривен. Следует учесть то, что затраты на производство свинины возросли. Объективно. Следовательно, отрасль стала убыточной даже в тех хозяйствах, где достигается максимальная эффективность. В этой досадной ситуации характерной особенностью является то, что покупатель в магазине, к сожалению, не заметил, что свиньи подешевели... Похоже, что производитель терпит убытки, а кто-то получает сверхприбыль?

Существует ли выход из сложившейся ситуации? Конечно же. Необходимо либо повышать закупочную цену, либо увеличивать государственные компенсационные средства за производство свинины...

Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, «День», Хмельницкая область
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ