На прошлой неделе в Национальной библиотеке имени В.И. Вернадского состоялась презентация проекта «Ecce Homo» (авторы — Владимир Георгиевски и Кокан Грчев). В Украине проект представлен при содействии Министерства культуры и МИД Республики Македония, а также Посольства Республики Македония в Украине, а его замысел принадлежит Музею города Скопье. Согласно объяснениям, приведенным в выставочном буклете, проект задуман как «иконостас нашего времени». В то же время, как отмечает Владимир Георгиевски, его «иконостас» «не является христианским и не является православным...» Согласно объяснению другого автора, проект «строит новую систему ценностей с утверждением новых значений». Вот только зачем авторам для построения «новой системы ценностей» понадобилось использовать искаженную христианскую символику?
Гротескное «распятие»; мрачные кощунственные изображения Божьей Матери и Архангела Гавриила; портрет Федора Михайловича Достоевского на «изнанке» этого «иконостаса», который у авторов проекта ассоциируется с отсеченной головой Иоанна Предтечи; с обеих сторон — и портрета, и «распятия» — некие «ноги мастера» и т.д. Какие бы смыслы ни приписывали всему этому авторы, у любого христианина подобное «творчество» вызовет однозначную реакцию неприятия и возмущения.
Об этом свидетельствуют и записи в книге отзывов, среди которых негативные преобладают. По словам одной из студенток, «такого издевательства над христианскими символами» она еще не видела — «это ужасно и очень оскорбительно, так как слишком низко изображено САМОЕ СВЯТОЕ». Как оскорбление чувств христианина оценивают этот «шедевр» и многие другие посетители. Есть мнение о недопустимости использования для его демонстрации государственных помещений, а также просьбы (в том числе — и от автора этих строк) о демонтаже проекта, демонстрация которого планируется до 15 июля.
По мнению иерея Димитрия (Познанского), настоятеля храма преподобного Романа Сладкопевца (УПЦ), концепция проекта очевидна: это «разбожествление» Христа, Церкви и десакрализация Священной истории. Эту идею отражает и название — «Ессе Номо», что в переводе означает «вот Человек» — слова, сказанные Понтием Пилатом после экзекуции над Спасителем, когда Он окровавленный, в багрянице и терновом венце был выведен к иудеям; сказанные для того, чтобы утишить их ярость в отношении Господа и, одновременно с этим, как бы продемонстрировать Его ничтожество и внушить им мысль, что столь униженный Человек не достоин серьезного отношения и — тем более —казни. Однако в уничижении Христа, считает отец Димитрий, авторы «иконостаса» зашли дальше римских солдафонов...
Говоря о причинах, по которым современные художники решили обратиться к подобному «истолкованию» христианских символов, можно вспомнить замечательную книгу Олеси Николаевой «Православие и свобода», где она отмечает прагматичный аспект таких «творческих исканий». Обращение к евангельским мотивам задает масштаб и как бы придает произведению значительность, даже если художественная ценность его весьма сомнительна. Проблема лишь в том, что стремление к оригинальности у постмодернистов оборачивается приемом- штампом толкования евангельских сюжетов исключительно в обратном смысле, когда белое представляется более темным, а черное как бы светлеет...
«Современная интерпретация» и «индивидуальное авторское видение», как это трактует Кокан Грчев? Почему же авторы этого «грандиозного художественно-философского проекта» не самовыразились каким-нибудь иным путем, не обращаясь к явно чуждым им ценностям и не кощунствуя над христианскими святынями?
Свобода творчества? Но подобные проекты — за гранью искусства. Человек с адекватным восприятием окружающей действительности вряд ли будет оценивать с художественной точки зрения, например, «инсталляции», в которых используются экскременты, или «перформансы», унижающие человеческое достоинство, оскорбляющие чувства верующих и т. п. А проекты (это, действительно, единственное подходящее слово), подобные «Ессе Homo», демонстрируют не «новую систему ценностей», а свободу от ценностей как таковых. Тем более возмутительно, когда такое — в сопровождении аргументов о развитии цивилизационных связей между народами и культурами — демонстрируется в Киеве, где была крещена Русь.