Городок Брюховичи, прислонившийся к старому сосновому лесу недалеко от Львова у многих горожан ассоциируется с хорошим отдыхом, а для кое-кого — это астрономическая обсерватория с самым большим в Украине спутниковым и звездным телескопом, и только единицы знают, что здесь работает единственный в Украине Музей модерной скульптуры Михаила Дзиндры. Среди его экспонатов хранится около тысячи художественных работ и свыше восьмисот абстрактно-модерных скульптур художника.
В семидесятилетнем возрасте, в начале 90-х, мастер на собственные средства привез все свои творческие работы в Украину, продав свой дом в Америке. В Брюховичах, на небольшой территории площадью 1400 квадратных метров, Михаил Дзиндра по собственному проекту построил выставочный павильон, потратив на это 13 лет своей жизни и 130 тысяч долларов. Каждая отдельная модерная скульптура в его большом абстрактном мире — какая-то маленькая история, взятая из большой человеческой жизни, которую каждый по-своему может трактовать, додумывать, дофантазировать, может соглашаться с ней, или отрицать ее — это уже личное дело каждого.
— Михаил Дзиндра — один из немногих украинских скульпторов, который как и Архипенко работал с архетипами. Работы пана Михаила демонстрируют новое дыхание в области искусства, от которого Украина была десятилетиями отделена, и это неудивительно, потому что в те времена абстрактное искусство в нашем государстве не могло развиваться, — рассказывает известный искусствовед, проректор по научной работе Львовской национальной академии искусств Роман ЯЦИВ. — К сожалению, сегодня еще много людей интеллектуально не готовы к восприятию и пониманию абстрактного искусства Михаила Дзиндры, а потому ошибочно считают его экспериментальным. Но стоит отметить, что его модерно-абстрактная скульптура почти не имеет аналогов в Украине. Художнику удалось добиться определенного уровня метафизической формы, то есть уловить не поверхностное содержание скульптуры, а именно ее внутренний смысл. Все свое внимание он акцентировал на скрытых самой природой формах трансформации, апеллировал к познаниям эстетической сферы — определенной структуре образности, следовательно, предпринимал в искусстве всегда решительные и резкие шаги. Несмотря на это, Михаил Дзиндра всегда считал себя художником-скульптором, при этом никогда не указывал на свою национальную принадлежность. Однако своими работами он показал, что даже на уровне абстрактной формы в скульптуре можно быть национальным и современным одновременно, и в этом заключается его феномен как незаурядного художника.
Мир модерной скульптуры увлек Дзиндру в начале 1950-х годов, когда он со своей семьей переехал в США. До этого он семь лет жил в Западной Германии, где сделал около 70 реалистических скульптур, которые перед отъездом уничтожил. В Америке художник начал свое творчество с чистой страницы — отказался от постимпрессионизма, которому подражало тогда много художников-эмигрантов. В модерной художественной среде США Михаила Дзиндру воспринимали как мыслящего скульптора с большими творческими возможностями, который сотрудничал с Архипенко, Соловьем и Гуцалюком, принадлежал к нью-йоркской группе художников.
— Михаила Дзиндру всегда интересовала реальная действительность, но он не видел потребности ее вновь воспроизводить в своих произведениях искусства, потому что все время стремился творить что-то новое, не повторять уже созданного самой природой, — подчеркнул генеральный директор Львовской национальной галереи искусств Борис ВОЗНИЦКИЙ. — Он считал, что настоящее искусство постоянно должно идти вперед. Абстрактная скульптура Дзиндры — результат его долголетнего поиска свободной формы в искусстве, которую он задекларировал, а образность в его авторской скульптуре зависит исключительно от переданной пластики в композиции. Поэтому Музей модерной скульптуры Михаила Дзиндры — незаурядный, как в самом факте его создания, так и в тех скульптурах, которые в нем представлены и которые можно показывать всему миру. Рельефные портреты-маски, барельефно-абстрактные композиции, авангардно-современная скульптура излучают мощную энергетику свободы, заложенную в его творчестве, которая шла от большой внутренней свободы самого художника, который никогда не работал на конъюнктуру художественного рынка США, а всегда творил для своей души, зарабатывая на жизнь тяжелым трудом строителя...
Михаил Дзиндра стремился достичь собственной формы художественного высказывания, независимой от природной реальности, и ему это удалось: «Это искусство — из ничего, из хаоса и тьмы сделать что-то», — говорил о своем творчестве сам художник.
СПРАВКА «Дня»
Михаил Дзиндра — украинский скульптор-модернист, художник. Родился 8 ноября 1921 года в селе Демня Николаевского района Львовской области — центре народных промыслов резьбы по камню. В период фашистской оккупации учился во Львовской художественно-промышленной школе, его учителями были известные художники Богдан Мухин и Иван Севера. По окончании учебы вместе со старшим братом Евгением делал алтари и иконостасы. В 1944 году эмигрировал в Чехословакию, потом — в Западную Германию. Поступил в Профессиональный союз художников Германии и учился в Мюнхене художественному ремеслу. В 1950-х годах эмигрировал вместе со своей семьей в США. Скульптор много раз выставлял свои работы на украинских групповых выставках в Нью-Йорке (а до приезда в США — в Германии). В 1991 году вернулся в независимую Украину, на собственные средства построил Музей модерной скульптуры в Брюховичах, а 27 апреля 2005 года подарил 808 скульптур и здание музея Украине. В настоящее время Музей модерной скульптуры Михаила Дзиндры является филиалом Львовской национальной галереи искусств. Умер Михаил Дзиндра 8 сентября 2006 года во Львове, похоронен на Лычаковском кладбище.