Резонансная отставка главы Днепропетровской облгосадминистрации Игоря Коломойского стала одним из главных событий минувшей недели. Она привлекла огромное внимание не только отечественных, но и мировых СМИ. Вслед за губернатором о своей отставке заявили и его заместители — те, кого принято называть «командой Коломойского». Пришло время подводить итоги годичного пребывания во главе одного из основных регионов Украины, который сравнивают с бастионом на пути российской агрессии. Заместитель губернатора Святослав ОЛИЙНЫК в силу своих обязанностей отвечал за координацию работы с правоохранительными органами и силовыми структурами, а стало быть, напрямую занимался вопросами безопасности региона. Результатами командной работы он доволен. «Мы обеспечили стабильность, безопасность и защиту нашей территории», — сказал он в беседе с корреспондентом «Дня».
— Подводя итоги, могу сказать, что добиться результата было непросто. Нам пришлось начинать свою работу, когда страна оказалась в тяжелой кризисной ситуации. Несмотря на это, мы смогли взять под контроль не только проблемы безопасности. В экономической сфере удалось достичь стабильного роста: на сегодняшний день в Днепропетровской области рекордный профицит бюджета — 2,8 миллиарда гривен. Этот результат достигнут за счет борьбы с коррупцией, прекращения хищения бюджетных средств. Таким образом, мы подняли планку эффективности работы власти. Как известно, начинать нам пришлось не только с борьбы против коррупции, но и бороться с не менее опасным противником — сепаратизмом, который набирал обороты на юго-востоке. Хочу сказать, что сделано для безопасности нашего региона и Украины немало. Мы не могли ждать месяцами принятие решения в Киеве относительно охраны рубежей. Поэтому строительство оборонных сооружений мы начали еще летом прошлого года. Отставание в этом деле могло обернуться катастрофой. Мы провели консультации с военными специалистами. Ведь защитные сооружения — это не блокпост, а совершенно другой уровень, он требует серьезного инженерного подхода с пониманием местности, рельефа, особенностей передвижения военной техники. Было серьезное планирование, и в течение всей второй половины прошлого года мы активно решали проблему. И не только на территории Днепропетровщины, но и на территории Донецкой области в отдельно взятых секторах. Мы строили, не дожидаясь указаний сверху, и укрепляли наши рубежи.
Не надо питать иллюзий, что ситуация быстро разрешится. Возможно, что она еще не дошла до своей кульминации и впереди у нас еще более сложные времена, чем мы пережили. Надо готовиться к этому, а, значит, возводить инженерные сооружения и укреплять обороноспособность. Считать положение дел удовлетворительным я бы не стал. Наша армия по-прежнему выстраивается путем увеличения численности военнослужащих без качественных изменений и качественной подготовки. При этом, я не говорю про боевой дух, про готовность людей защищать свою страну, но технологически нам необходимо обновление, потому что мы сильно отстали и нужно нагонять.
— Ваш коллега Геннадий Корбан недавно сообщил, что граница Днепропетровской области находится под тотальным видеонаблюдением.
— Да, у нас была выстроена система видеонаблюдения по всему периметру Днепропетровской области. Построено более двух десятков опорных пунктов, и все они оснащены системой видеонаблюдения. Более того, эта система постоянно расширяется и дает возможность фиксировать весь поток транспорта, который въезжает на территорию области. Это позволяет отслеживать многие процессы, благодаря возможностям, которые дает современная техника. И эта информация не висит в воздухе, она сразу поступает военным. Они с большим интересом включились в эту работу, потому что для них это не только обеспечение безопасности, но и приобщение к современным технологиям. Систему можно совершенствовать, и у нас есть ряд работников правоохранительных органов, которые были в Великобритании. Они видели уровень безопасности, который дают современные технологии, поэтому нам было понятно, к чему стремиться. Если мы хотим стабильной и мирной жизни, то нам необходимо пользоваться такой техникой.
— Кто финансировал эти работы?
— Финансировалось они за счет средств «Фонда обороны страны». Это благотворительный фонд, созданный при поддержке руководства облгосадминистрации. Донорами является очень широкий круг людей, начиная от частных лиц, которые вносят небольшие пожертвования, и заканчивая крупными промышленными предприятиями региона. Мы благодарны им всем за участие. Не все, конечно, жертвовали средства, есть и такие структуры, которые не считали необходимым заботиться об обороне страны. Но это пусть будет на их совести.
БОРИС ФИЛАТОВ В ЗДАНИИ ОГА В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ РАБОТЫ «КОМАНДЫ КОЛОМОЙСКОГО» В ДНЕПРОПЕТРОВСКОЙ ОБЛГОСАДМИНИСТРАЦИИ. ИНТЕРЕСНО, МНОГО ЛИ НАЙДЕТСЯ ПАТРИОТИЧНЫХ УКРАИНСКИХ ПОЛИТИКОВ, КОТОРЫМ ПРЕПОДНОСЯТ ПОДАРКИ, ПОБЫВАВШИЕ В БОЯХ? / ФОТО НАТАЛЬИ КРАВЧУК / «НОВОЕ ВРЕМЯ»
Общая цифра средств, потраченных на безопасность и оборонительные мероприятия за полгода, только в нашей области — это сотни миллионов. Я думаю, что не ошибусь, если скажу: где-то триста миллионов гривен. Но это не только видеокамеры. Это и оснащение бойцов подшефных нам батальонов. Сейчас стало легче, когда поступили определенные виды невоенной помощи из других стран. А весь прошлый год не было ни белья, ни берцев, ни военной формы. Поэтому мы взяли на себя этот участок работы, мы обеспечивали всем, кроме оружия. С оружием это уже к Министерству обороны. Вот так мы и прожили весь прошлый год. Конечно, постепенно и государственные структуры подключались. Медленно, но начинали входить в проблематику, хотя государственная машина работать так не должна. Подобная инертность непростительна, а местами и преступна.
— Насколько эффективна эта система безопасности?
— Угроза со стороны зоны АТО все-таки велика. Мы не имеем права ни на минуту расслабляться, хотя, конечно, все люди сильно устали от этого напряжения. Мы же видим, что в соседних областях существует постоянная угроза. Там регулярно случаются теракты — в Харькове, Одессе, Запорожье взрывают железнодорожные мосты, подкладывают взрывные устройства в общественных местах. В Днепропетровской области, слава богу, до последнего времени было все спокойно. В том числе, благодаря более эффективной работе спецслужб. Мы помогли им консолидироваться для выполнения задач, для которых они и созданы. Я не могу сказать, что эта работа выполнялась на пять баллов, но она идет.
Угроза терактов все-таки существует, и мы долго будем с этим жить. Повысился и уровень уличной преступности, связанной с большим количеством оружия, которое уже не диверсанты, а участники боевых действий привозят с собой. И у нас есть достаточно неприятная статистика роста бытовых преступлений, которые связаны с этим оружием. Не секрет, что из-за событий на территории Донецкой и Луганской областей возник определенный хаос в государственном управлении, который привел к активизации криминальных структур. Наблюдается рост преступлений вроде тех, что мы помним с 90-х годов. Время от времени похищают людей, требуют выкуп. Все эти случаи довольно быстро пресекаются, потому что с поиском похищенных заложников наша система МВД неплохо справляется и имеется опыт прошлых времен. Тем не менее, мы призываем людей к бдительности. Потому что наблюдается активная разведдеятельность российских спецлужб, в том числе, направленная на мониторинг общественных настроений, для поиска факторов, которые могут дестабилизировать обстановку. Существуют специальные каналы финансирования, но они пресекаются правоохранительной системой, хотя, конечно, тут есть еще над чем работать. Такая деятельность направлена на раскачку общественных настроений. Определенную роль играют представители так называемой «оппозиции в овечьей шкуре». Они взывают к европейским ценностям, а на самом деле — это один из активных центров, который стимулирует протестные настроения с целью дестабилизации ситуации.
— Как вы считаете, сколько Украина и Днепропетровщина будут жить под военной угрозой?
— Думаю, что долго. Во многом это зависит от выполнимости Минских соглашений. Там, например, есть пункт о выборах по специальной процедуре на территории «ДНР» и «ЛНР». Но давайте зададимся вопросом: а какой механизм реализации этого пункта? Кто может гарантировать, что он будет соблюдаться? Смогут ли там участвовать в выборах политические силы, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины. И будет ли осуществляться демократический процесс волеизъявления. Все это представляется очень сложным, и, скорее всего, носит декларативный характер.
Думаю, возможности урегулирования находятся в международной плоскости. Ведь все, что связано с аннексией Крыма и то, что происходит на Донбассе, это фактически нарушение мировой системы безопасности, мирового порядка. Но внутри Евросоюза происходят сложные процессы, и там разная реакция. Скорее всего, мы должны осознать, что многое происходит без нашего особого влияния. Это значит, что может состояться международная сделка, в которой не обязательно будут учитывать наши интересы в полном объеме. И мы попадем в ситуацию, когда спасение утопающих становится делом рук самих утопающих.
Кроме того, нужно признать, что до сих пор украинское государство было повернуто к людям совсем не лицом. Люди жили сами по себе, а государство — само по себе. Оно превратилось в систему глобальной клептомании, когда доступ к государственному ресурсу означал прямую связь с личным обогащением, и больше ничего. Вот почему государство практически утратило функцию обеспечения жизнедеятельности всего общества. И в обществе возник закономерный протест — одна его часть этот протест реализовала на Майдане. Люди выступили против государства. Они отождествили государство с Януковичем. Сложилась иллюзия, что стоит Януковича выкинуть и все будет в порядке.
Януковича выкинули, а порядка нет. Потому что проблема глубже, она заключается в неэффективности системы управления. При этом на Донбассе, где другие традиции, другая история, другой культурный уровень, тот же самый протест был идентифицирован не с Януковичем, а со словом «Украина». И поэтому они выступают против Украины как государства, которое не было социально ориентированным, оно не выполняло своих функций по отношению к людям. Если мы не начнем эту ошибку исправлять, если не покажем принципиальное изменение функций государства, чтобы создать условия людям для жизни и развития, то тогда база для такого протеста будет оставаться.
В то же время, есть еще один важный способ как мы можем быстрей достигнуть мира — мы должны работать над повышением уровня жизни людей. Это затасканная фраза, конечно. Ее все употребляют. Более того, пока уровень жизни нашего народа ухудшается, и это объективная проблема. Но мы должны использовать этот шанс. У нас терпеливый народ, но только тогда, когда понимает, что есть перспектива на завтрашний день. Если реформы не оборачиваются благосостоянием населения, тогда вопрос — зачем они нужны? Людям важно понимать, как будет выстроена система здравоохранения, образования, социального обеспечения.
Местная власть не может увеличить размер пенсий и заработных плат, но может повысить эффективность использования бюджетных средств на улучшение инфраструктуры — тех же дорог. И чтобы общественные организации, правоохранительные органы могли подтвердить, что эти деньги тратятся эффективно. Не надо заниматься показухой и борьбой с хищением госсредств, когда они уже расхищены. Можно сделать гораздо больше, если убрать коррупционную составляющую, которая доходила до 30—40 процентов.
— Какие планы лично у вас и у команды Коломойского на будущее?
— Я думаю, что команда Коломойского не будет стоять в стороне от политики. Нам есть что предложить обществу. Мы знаем, как построить эффективную систему управления государством под названием Украина. Поэтому мы пойдем на выборы.