Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

СЫНОВЬЯ ТОПОЛИНОГО ПУХА

4 августа, 2000 - 00:00

Ти хочеш, синочку, в Америку,

Ти мрієш, синочку, чи ні

Скакати по сонячній прерії,

Від щастя в легкому півсні?

Мовчиш. Тобі важко промовити

Безжальний, як ніж, рішенець,

Ти нашими діями скований —

Біленький, як світ, одинець,

Ти з нас переймеш Україну —

Типову, без давніх пісень,

від вдарів то жовту, то синю,

Обтріпану в чергах щодень.

Нам зорі — бездом’я ознака,

І... хто там іще не ходив?..

Родились. І хто їх відродить

Цих виродків грою в квача —

Немовби диявол скрізь ходить

І пензлем усіх поміча.

«Згвалтована вчителька в школі».

«На станції вбито когось».

І гнеться тополя у полі,

Забута у хвилях погроз.

Крокує скорботно істерика

Назустріч непевній весні.

Поїдем, синочку, в Америку?

Поїдем, синочку, чи ні?

1990, Львів

Раньше, несколько лет назад, тоже было лето. Я с Богданом
шел в библиотеку. Шел-то я, а он — за компанию. Я — отец, а он — сын. Благодаря
родственности, я закрывал глаза на разные его проделки, а он старался не
замечать моих.

Жара.

— Почему мы туда идем? — спрашивал Богдан.

— Мне нужно посмотреть газеты. Это — моя работа. За нее
иногда платят деньги — и я покупаю хлеб, ботиночки... мороженое.

Богдан оживляется:

— И жевачки?

— И жевачки.

— Ну тогда идем... А что это за место?

— Улица.

— А как она называется?

— Швабская.

— А почему?

— Швабы — это немцы. И потому улица Швабская. Они, видно,
здесь жили.

— Что и этот магазин немецкий?

— Наверное, нет, — попадаю в тупик. — А, смотри, в этом
закрытом магазине мороженое продают, когда открыто.

— Да?!.. Знаешь, тато... я подумал, что на немецкой улице
нам надо бывать чаще. Когда открыто и есть мороженое... А куда мы еще придем?

— На площадь Петефи.

— Петека?

— Петефи. Это такой венгерский поэт, как в Украине Шевченко,
в России — Пушкин.

Аллейки. Первый желтый лист на красном камне широкого тротуара.

— А куда это мы пришли?

— Это и есть площадь Петефи.

— А-а... Петека...

— Вот и он. Видишь — сабля, а вторая рука в кулак сжата.

— А он не ударит?

— Нет.

— Тогда давай подойдем, посмотрим — что у него на сабле
висит.

— Это веночек... Зачем подходить?

— Нет, давай подойдем.

Мы подходим.

— А из чего веночек?

— Из сосны, видишь — много шишечек.

— Я хочу по нему ударить.

— Нельзя-нельзя, потому что Петефи кулаком ударит.

Отходим. Богдан оглядывается:

— А почему он стоит?

— Потому что умер, а люди, которые любят его, сделали его
из железа и поставили, чтобы не забыть...

— Хочу смотреть на рыб в реке. Ого, как высоко! Вот если
бы моста не стало — было бы ниже.

— Ниже, но сначала мы бы упали с берега.

— Нет, так не пойдет.

— Ну, тогда пошли в библиотеку.

А там:

— Тато, убей осу! Она мешает мне думать.

— Это — библиотечная оса, сынок, ее убивать нельзя. Она
всем мешает думать, чтобы долго не сидели.

— А... правильно. Я не хочу здесь долго сидеть.

Снова рассматриваем витрину с ботиночками, на которые я
все никак не заработаю, и преждевременным дедом Морозом с белым мешочком.
Его-то мы перед Новым годом обязательно купим.

— Богданчик, идем на почту, чтобы купить еще одну марку
для письма к бабке.

Закрыто.

— А для чего покупать марку?

— Она стоит денег, и на почтах по ней видят, что мы заплатили,
и потом отвезут письмо к бабусе.

— А как на письме появляется марка? Когда тете с почты
заплатить деньги — что она сделает?

— Оторвет одну марку от других, прилепит на язык, а потом
отлепит и прижмет к нашему конверту... а вот и памятник Пушкину. Это русский
поэт. Он написал: «У лукоморья дуб зе...»

— А он тоже умер?

— Умер.

— А почему, когда люди умирают, их показывают?

— Ну... люди любят Петефи, Пушкина, но им этого мало. Им
нужно, чтобы любовь ихняя была железякой или каменюкой. При жизни людей
вообще не видят.

— Чудаки эти люди... А почему мост такой длинный через
Уж?

— Потому, что внизу очень широкая яма.

— И вода?

— И вода.

— А если бы моста не было?

— Машины подъезжали бы к яме и падали колесами вверх.

— Много машин?

— Много.

— Скорее бы этого моста не стало, чтобы посмотреть.

А возле самой реки, на камнях, Богдан сказал:

— Я не мог понять, для чего я взял ведерко, а теперь ясно
— чтобы носить камушки и строить свое озеро.

— А зачем оно тебе? — перетягиваю инициативу к себе.

— Чтобы туда заплыла рыба.

— А когда заплывет?

— Чтобы носить туда воду, и не давать озерцу исчезнуть.

Мы с ним — совсем равные. Я никогда не «наезжаю» на него,
чем раздражаю мать. Я, наверно, плохой отец. Никак не могу заиметь для
Богдана и Назара дом, хорошие велосипеды, шведскую стенку. Я научился каких-то
слов и по-простому радуюсь, говоря их пацанам. Правда, с Богданом говорил
больше. Сейчас жизнь ужесточилась, приходится зарабатывать на хлеб по-крепостному
тяжко — с Назаром меньше общаюсь. Но Богдан передает ему недосказанное
мной, слышанное от меня... Их нельзя обмануть. Когда мы, в духе горбачевского
времени, собирались слинять в Америку, и наивно думали, что мы там очень
даже нужны для поднятия на новый уровень заморского общества, Богдан на
набережной возле драмтеатра показал на Уж и спросил:

— Это море?

— Море, — легкомысленно ответил я.

— Ну тогда перейдем по мосту на другую сторону и будем
жить в Америке.

Больше я так не шучу, чтобы не дезориентировать пацанов
относительно места жительства.

Мне не повезло, то хоть пусть они уедут, куда положено,
и дадут своим детям жилье, пианино, детскую мебель, ежедневные бананы.

Иногда и здесь хорошо бывает, но это внутри семьи, вне
всех циркуляров, мини- и максиначальников. Когда, например, один раз Назар
выдал определение: «Утро — это когда у трусов вырастают ноги». А однажды
в жару я лежал на спине прямо на коврике возле дивана, он прилег мне потной
пахучей головкой на грудь:

— Твои ноздри, как глаза. Черные и злые.

И он же по дороге из садика:

— В Америку я бы точно дошел пешком, а домой не могу. Возьми
на ручки.

...Тополя роняли пух. А Богдану — два. Он смотрит на белое,
ловит его ладошками и говорит вдруг:

— Тато, я насобираю его много, сделаю подушку, чтобы зимой
мне снились деревья.

Я радостно приторчал. А дома посидел, подумал и отложил
на хозяйственные нужды одну из всех неопубликованных книг своих. Тем более,
что тополя и дальше роняли в Комсомольском парке пух и грели меня причастностью
к первому сыну. Тем более, что монолитный народ микрорайона «Перемога»,
после погибели книги моей, не пришел под окна с криками тоскливого протеста,
а союз местных писателей не объявил через «Закарпатскую правду» однодневного
траура. Кому нужны стихи, когда роняют честь, а на всех, как черная рубашка,
присутствует грязь? Это в маленькой слабосильной Венгрии нежный юноша Пишти
или Дюри опубликует в школьном еженедельнике первую заметку — ее встречают
с восторгом, издают отдельной книгой в твердом переплете с многими иллюстрациями.
И после такой встречи духовной средой — растут вверх Пишти или Дюри, крепчают,
нагнетают толщину книг, поступают в академики и поддерживают затем таких
же юношей, какими были сами.

Такое секретарям наших творческих союзов, созданных Коммунистической
партией Советского Союза и до сих пор не распущенных, и не снилось.

Но как трудно найти время на общение с детьми между зарабатыванием
на помидоры и поиском штепселя для пылесоса. А надо. На систему образования,
нагнетающую механическое восприятие мира, надежды мало. Она, система, если
заставлять ребенка строго следовать ей — пробудит лишь протест, нежелание
учиться, нежелание знать. Яркий пример этому, что не угнетаемые родителями
за «тройки» и не зубрящие все подряд свободные люди находили и находят
именно свое призвание, а отличники преимущественно жалуются потом на судьбу
и неправедность жизни.

Я сам жалею, что стационарно обучался в школе дольше четырех
классов.

И университет, где для успеваемости нужно было сидеть с
выпученными глазами на всех лекциях и не спать... не спать, хоть так хотелось.

Так много было гипнотизеров. А Учителей? Готовлюсь загибать
пальцы. Думаю. И опускаю руки.

«То як жити на Вкраїні, сини мої милі?»

Не знаю.

Родственников среди европейского населения заграницы для
нас не находится. Канада только немногим помогает. О Штатах я уже говорил.
Чудик такой был я. Никто ничему толком не учил. Сам доходил. Чтобы позвонить
в американское посольство Москвы и услышать ломанный неврубающийся англо-русский
говор, ездил из Ужгорода на львовский телеграф. Для конспирации. Чтобы
КГБ не засекло.

Кому мы нужны, если даже здесь не нужны? Какая слащавая
латиноамериканская Мария запустит нас, хоть и с годичной пропиской, в свой
модный салон?

Но люди уходят.

От тополиного пуха. От яблок на родных деревьях. От непутевых,
всю жизнь промучившихся со свиньями и коровами, родителей своих. А жалко.
И безнадежно. Разве от себя уйдешь?

И нету Тараса Бульбы, который убьет Андрия, сына своего,
за предательство земли своей.

...Давно уже нет той квартиры на комарином бывшем, говорят,
и проклятом болоте, той жены, влюбленной в «крутых», как слезливые сельские
закарпатские баптисты в Иисуса Христа. Остались только мы — я, Богдан и
Назар. Осталось самое главное — мы всегда фантастически рады друг другу.
Даже в Ужгороде, похожем на Америку всего лишь единственным небоскребом.
16-этажным. Раньше писали, что он неуклонно клонится в сторону реки. Теперь
об этом забыли даже жильцы... Экономические трудности... Ничего не поделаешь...
. .

Василий ЗУБАЧ, «День»  Ти хочеш, синочку, в Америку, Ти мрієш, синочку, чи ні Скакати по сонячній прерії, Від щастя в легкому півсні? Мовчиш. Тобі важко промовити Безжальний, як ніж, рішенець, Ти нашими діями скований — Біленький, як
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ