Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сюжет о Матроне Московской в контексте религии «русского мира»

12 сентября, 2014 - 11:17
МОСКВА. ПОЛНАЯ ГАРМОНИЯ «РУССКОГО МИРА» / ФОТО РЕЙТЕР
АРХИЕПИСКОП ИГОРЬ ИСИЧЕНКО

Схимонах Илья в подряснике с гитарой посреди террористов батальона «Леший»... Убийцы с шевронами «Русской православной армии»... Бабушки в характерных платочках с иконами на страже памятника главному идеологу воинственного атеизма...

Мы уже привыкли к таким картинкам из оккупированного Донбасса и теряем ощущение их абсурдности, абсолютной противоречивости христианской морали. В конечном итоге, политические декларации религиозных лидеров современной России не позволяют признать псевдоправославную риторику террористов лишь демагогическими упражнениями маргиналов. За последние годы произошла фактическая кодификация русской националистической доктрины в концепции «Русского мира» — квазирелигиозного учения, призванного придать неоимперской идее мессианскую окраску. Эта воинственная концепция имеет чем дальше, тем меньше общего с аутентичным христианством. Послание Патриарха Кирилла (Гундяева) от 14 августа 2014 г.  Вселенскому Патриарху и его же обращение от 18 августа с.г. в ООН, Совет Европы, ОБСЕ по-своему логично определяют религиозные параметры конфликта в Украине: «Мы не можем не замечать тот факт, что у конфликта на Украине есть недвусмысленная религиозная подоплека. Униаты и раскольники, которые к ним присоединились, пытаются взять верх над каноническим православием на Украине, в то время как Украинская Православная Церковь с терпением и мужеством продолжает в этих непростых условиях окормлять своих страждущих верных чад». Только что Патриарх не имел оснований говорить о противостоянии православных всем другим конфессиям. В действительности речь идет о конфликте христианской морали, которая зовет нас защищать Родину и ее мирную жизнь, и агрессивной квазирелигии «русского мира». И отождествлять последнюю с Украинской Православной Церковью, большинство верующих которой активно противостоит российской агрессии, по крайней мере, несправедливо.

• Аналогом к этой квазирелигии со многих точек зрения выглядит движение «немецких христиан», организованное в мае 1932 г. сочувствующими НСДАП в протестантской среде. Лидеры этого движения пытались согласовать христианское учение с постулатами национал-социализма, в первую очередь с расовой теорией. Они выбрали себе символом крест со свастикой внутри и буквами D и C (нем. Deutsche Christen). Благодаря поддержке Йозефа Геббельса, движение сумело победить в Евангелической Церкви Германии и создать единую централизованную «Имперскую церковь» (нем. Reichskirche). Один из представителей этого движения, пастор Юлиус Лотерсер произносил 30 августа 1933 г.: «Христос пришел к нам через Гитлера... Благодаря его честности, его вере и его идеализму, Искупитель нашел нас».

Йосиф Сталин после десятилетий антирелигиозного террора пошел аналогичным путем. Его встреча с митрополитами Сергеем (Страгородским), Алексеем (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) в ночь с 4 на 5 сентября  1943 г. стала началом циничного эксперимента в создании собственной «имперской церкви», к которой должны были быть привлечены священнослужители, выжившие в концлагерях, и общины восточного обряда, — и Московского Патриархата, и ликвидированных до конца войны «обновленцев», и запрещенных с приходом красных «освободителей» автокефальных церквей Украины и Беларуси, и даже «самоликвидированной» усилиями советских спецслужб Украинской Греко-католической Церкви. Правда, после провала идеи превращения Москвы в мировой православный центр в связи с 400-летием автокефалии Русской Православной Церкви, которое шумно праздновалось в 1948 году, Сталин потерял интерес к этому эксперименту и возобновил атеистические атаки на Церковь. Но инерция созданной им структуры отражается и до сих пор на Православных Церквях посткоммунистического мира.

В доктрине «Русского мира» сталинская попытка использовать Церковь для защиты красной империи и экспансии в близлежащий мир интерпретируется как провиденционный акт. В русских националистических кругах распространены легенды о том, что якобы обращение в православную веру Сталина было залогом победы во Второй мировой войне. Фигурируют рассказы о виденье князя Даниила Московского, письмо митрополита Гор Ливанских Илии (Карама) советской власти с советами молиться Пресвятой Богородице за оборону от врагов, наконец, история об отправленном в Кремле по приказу Сталина  молебне и обнесение Тихвинской иконы Божьей Матери на самолете вокруг Москвы.

Но речь идет не только об апокрифических сюжетах, которые бытуют среди националистов. Определяющая роль Сталина в победе над Германией закрепляется в массовом сознании в известной мере и благодаря официальным церковным лидерам. Так в приветствии Сталина с 70-летием Патриарх Алексей І (Симанский) писал: «Благодаря его гениальному руководству наша славная армия в годину самых тяжелых испытаний, постигли нашу Отчизну, когда на нее напал сильный и злобный враг, — одержала победу над этим врагом, и Родина наша вышла из горнила испытаний еще более сильной, славной и мощной».

В этом контексте возникает и развивается сюжет о благословении Сталина блаженной Матроной (Никоновой). Культ святой Матроны Московской чрезвычайно характерен для современной России. К ее мощам в Покровском монастыре Москвы выстраиваются традиционные очереди, а вокруг небогатой биографии блаженной формируется насыщенный легендарный эскорт.

• Матрона родилась в Тульской губернии в 1881 или же в 1885 г. слепой, а впоследствии у нее отнялись ноги. Матронины братья отреклись от веры, и после большевистского переворота она скиталась у друзей и знакомых в Москве. Умерла блаженная в 1952 г.

Согласно житию блаженной Матроны, канонизованной Московским Патриархатом в 1998 г. для местного, а в 2004 г. — для общецерковного почитания, уже с 7—8 годового возраста у святой проявился дар исцеления больных и провидения будущего. Так в 1894 г. она ободрала перышко и сказала «Вот так обдерут нашего царя-батюшку». Очевидно, что почитание «царя-батюшки» у Матроны была важной частью религиозной веры. Бытует рассказ о ее встрече с духовным столпом русского черносотенства протоиереем Иоанном Кронштадтским, который назвал еще совсем юную Матрону своей сменой и восьмым столпом России (другие семь столпов — то ли таинства, то ли вселенские соборы). Матрона якобы предрекла и большевистский переворот, и Вторую мировую войну.

Популярная легенда рассказывает, что в октябре 1941 г. Иосиф Сталин приезжал к Матроне и советовался с ней об обороне Москвы и в целом о ведении войны. Блаженная предсказала ему: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы». После встречи с Матроной к Сталину вернулась уверенность в победе, он остался в Москве и он — он один! — победил гитлеровский Рейх.

Характерно, что распространение этой легенды приходится на времена президентства Владимира Путина и стремительного возрождения в России тоталитарных настроений. Именно в эти времена, в 2008 г., игумен Евстафий (Жаков) заказал для храма равноап. княгини Ольги в Стрельне Петродворцового района Санкт-Петербурга, икону на которой величественная фигура Сталина возводится над скромной Матроной, а блаженная кротко благословляет вождя [Российского]. Впоследствии в интервью «Русской линии» о. Евстафий так мотивировал свое решение: «Когда сдохнут все эти пигмеи и моськи, имеющие свой заказ или интерес [имеются в виду российские политики демократического спектра. — А.И.], тогда очистится атмосфера... И вокруг Сталина, наконец, начнется почитание... Речь идет именно о почитании великого вождя и руководителя, спасителя страны». Несмотря на то, что скандального игумена (кстати, в миру — врача, кандидата философских наук!) перевели из храма в Стрельне, а икону убрали, аналогичные изображения остаются в других российских церквях, даже в нескольких шагах от московского Кремля, между корпусами Государственной российской библиотеки.

Нужно отметить, что первоначальная версия жития Матроны Московской с аутентичными воспоминаниями ее современников и почитателей содержала не только эпизод со встречей со Сталиным, но и ряд деталей, весьма сомнительных с точки зрения христианской агиологии.

Паралич своих ног Матрона объясняла тем, что, когда она шла по храму, приняв причастие, к ней приблизилась какая-то женщина и колдовством лишила блаженную способности ходить.

В детстве мать ругала Матрону, потому что она постоянно снимала с себя нательный крестик. Ребенок же оправдывался тем, что якобы уже родилась с крестом на теле.

Вот как Матрона советует своей соседке Парасковии, как вывести из тела болезнь: «Завтра утром в церковь пойдешь, причаститься там. После Причастия будет у тебя рвота, а ты не пожалей накрытия на голове, и прямо в него, а после этого вместе с платком бросишь в печку».

Лечила людей Матрона, давая им для питья и окропления воду, над которой она сама читала какие-то неизвестные молитвы.

• Рассказы о Матроне преисполнены деталями, которые свидетельствуют о вере в оккультные силы, в порчу, сглаз, колдунов и ведьм.

Умирая, Матрона завещает: «Умру, ходите ко мне на могилку, я всегда там буду, не ищите никого другого. Не ищите никого, иначе обманет!»

А вот как она успокаивает собеседницу: «Цепляйтесь все-все за мою пяточку, и спасетесь, и не отрывайтесь от меня, держитесь покрепче».

Эти детали, конечно, не вошли в официально одобренное житие. Но они, как и эпизод с благословением Сталина, активно бытуют в массовом религиозном сознании, формируя культ, который критически настроенные русские сравнивают с отношением к известной болгарской провидице Ванге.

Между тем, в парке Победы г. Харькова, на 200-тысячной Салтовке в 2006 г. был заложен величественный храм блаженной Матроны Московской. Он выразительно доминирует над архитектурным окружением, выгодно используя возвышение. Ну и, выполняя непосредственную политическую функцию, противостоит заложенному значительно раньше в том же парке греко-католическому Свято-Николаевскому храму, строительство которого харьковская власть заморозила еще в 2001 г. — наверное, до времени сооружения альтернативного объекта. Откуда бы взялся в Харькове храм новейшей московской святой с достаточно контроверсионной и совершенно чужой украинской духовной традиции репутацией? Не вызывает сомнений: его строительство является частью программы привлечения нашего города к геополитическому пространству с условным названием «русский мир». Культ Матроны Московской оказывается одним из тех факторов, которые русские националисты во главе с их президентом любят называть «духовными скрепами».

• Когда мы говорим о религиозной жизни России и религиозном сознании русского народа, было бы ошибкой опираться на «Социальную доктрину Русской Православной Церкви», официальные издания Московского Патриархата или речи ее предстоятеля. Эти фасадные элементы презентуют имиджевый, идеализированный образ Церкви, стремясь, по крайней мере, согласовать его с евангельским учением и восточным каноническим правом. Реальность же воплощается в традиционное право, которое контролируют в приходах вездесущие бабушки, в запутанную систему верований и суеверий, в которой формируется мир представлений рядового православного русского, в практику привлечения РПЦ к общественной жизни взамен партаппарату и политрукам, нехватка которых нестерпимо докучает авторитарной структуре современного режима Российской Федерации.

Недаром президент Российской Федерации четыре года назад, ссылаясь на безымянных «теоретиков», заявил, якобы русское православие ближе к исламу, чем к католицизму. Действительно, приняв руководство государством и большим бизнесом, выходцы из советских спецслужб активно трансформируют РПЦ, выхолащивая из ее доктрины и практики служения фундаментальные ценности Евангелия. О каких «убогих духом» (Мт. 5:3) может идти речь, когда Церковь становится орудием создания империи, претендующей на мировое господство? Кто отважится повторить «Любите врагов своих» (Мт. 5:44), когда его посылают благословлять диверсантов и террористов на убийство единоверных грузин или украинцев? И разве случайно возникло шутливое продолжение слов апостола Павла о том, что для Христа «нет ни иудея, ни грека» (Гал. 3:28): «нет ни иудея, ни грека», а только один русский народ?..

• Фактически на наших глазах сформировалась новая религия — религия «русского мира». Она охотно использует церковную атрибутику, элементы православной обрядности, интенсивно распространяет культ местных святых. Но при этом, главным объектом сакрализации становятся русский народ и его государство, которые признаются избранными Провидением. Это мотивирует допустимость и даже желательность расширения жизненного пространства России в эсхатологической перспективе его вырастания в Небесное Царство. Мессианская самоидентификация сочитается с ксенофобическим, пренебрежительным или даже откровенно враждебным отношением к другим народам. С другой стороны, сакрализация жизненного пространства России обусловливает запрос на вещественные доказательства уникальности собственной страны. Культ реликвий местных святых несравненно превосходит все церковные формы Богопочитания. Покровский монастырь благодаря сохранению мощей Матроны Московской стал наиболее посещаемым местом в российской столице, заступив незабываемые очереди к мавзолею Ленина на Красной площади. И эти две очереди незаметно сливаются в виртуальном мире «русского мира». Категория людей, которые выстраивались с раннего утра, чтобы увидеть Ильича, а теперь спешат к «мамочке Матроне» или к каким-то сомнительным «дарам волхвов». А санкт-петербургские коммунисты инициируют перед Святейшим Синодом канонизацию Иосифа Сталина. Их лидер Сергей Маленкович объясняет: «Сталин стал истинным национальным лидером России... [Он признается лидером] за соединение русского и советского, из чего сложилась советская цивилизация, наивысшая точка развития нашей Отчизны... Если провластная РПЦ откажет в этом назревшем решении, появится — и не без участия патриотических сил — появится внутри РПЦ течение обновления, народная православная церковь, социально ориентированная». Да, именно в такой «народной церкви», современной русской Reichskirche, где совмещаются русский национализм и комплекс homo sovieticus, в «религии русского мира» блаженная женщина оказывается на иконе рядом с Нероном новых времен.

Архиепископ Игорь ИСИЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ