Не так давно Украина ратифицировала Рамочную конвенцию ВОЗ о борьбе с табакокурением и, в частности, обязалась принимать меры ценовой политики относительно табачных изделий с целью сокращения потребления табака. К тому же месяц назад Кабинет Министров Украины утвердил Концепцию государственной программы уменьшения вредного влияния табака на здоровье населения и Концепцию программы «Здоровая нация». Обе программы предусматривают повышение ставок акцизного сбора на табачные изделия с целью обеспечения роста реальных цен на них. Но общественность озабочена тем, что Министерство финансов Украины хочет отложить повышение акцизов на табачные изделия. Причиной возмущения и критики стал законопроект Минфина «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам акцизного сбора» от 21 июля за подписью заместителя министра финансов Дениса Фудашкина. Он является попыткой оставить неприкосновенной многолетнюю практику наращивания доступности табачных изделий, навязанную Украине производителями табака. Следует напомнить, что сегодня у нас самые низкие цены на сигареты в Европе и одно из первых мест по распространенности табакокурения в мире. На одного украинца приходится 2,5 тысячи сигарет в год, больше только в Греции — три тысячи.
ЕВРОСОЮЗ ОБЕСПОКОЕН КОНТРАБАНДОЙ СИГАРЕТ ИЗ УКРАИНЫ
«Наша страна переживает табачную эпидемию. Одна из причин — самые дешевые в Европе сигареты. Табакозависимым в Украине является каждый второй мужчина и каждая пятая женщина. Это вдвое больше, чем в странах, которые успешно борются с курением», — говорит Сергей Гончар, глава Коалиции общественных организаций и инициатив «За свободную от табачного дыма Украину».
Он подчеркнул, что законопроект Минфина приведет к росту цен на сигареты с существенным отставанием от общей инфляции (средняя цена вырастет на 25 копеек, что составляет 8,5%), кроме того, повышение акцизов откладывается до 1 января 2009 года.
Действующие ставки, которые в свое время активно защищал Минфин и которые даже ослабили акцизное налогообложение широкого круга сигарет, обеспечили рост потребления и производства табака на 8% уже в этом году. Сверхнизкие цены также означают сверхвысокий «навар» от массовой контрабанды в ЕС, что уже вызвало справедливую обеспокоенность Евросоюза. Только в Румынии 60% контрабандных сигарет поступает именно из Украины. О какой Евроинтеграции может идти речь?
Стоит подчеркнуть, что в прошлом году в Украине произвели 128 млрд. сигарет, из которых экспортировали 9 млрд. и импортировали 4 млрд. То есть в Украине должно остаться 123 млрд. штук. Но, по оценкам самих табачных компаний, украинцы за год выкуривают всего 90 миллиардов. Остальное (33 млрд.) нелегальным образом переправлено через таможенные границы Украины в Польшу и другие страны ЕС.
В Польше подсчитали, что страна теряет 1 миллиард долларов поступлений в бюджет в год из-за контрабанды сигарет из Украины. Однако в 2007 году польский бюджет получил от налогообложения 70 млрд. сигарет (что почти вдвое меньше, чем в Украине) 5 млрд. долларов, Украина же за 2007 год получила от табачных акцизов всего 2,5 млрд. гривен — в 10 раз меньше, чем Польша.
Свою позицию Минфин пытается оправдать якобы негативным опытом 1999—2000 годов, когда цены Украины опередили цены соседних государств, и это усилило контрабанду в Украину. Тогда происходила массовая контрабанда сигарет из России в Украину. Поводом для этого был валютный кризис 1998 года, потому что в России ставки были установлены в рублях, а в Украине — в экю, и потому ставки акциза в России были искусственно занижены. Результат для базы налогообложения (производство + импорт — экспорт) в Украине был внешне катастрофическим: она уменьшилась с 61 млрд. сигарет в 1998 году до 51,5 млрд. в 1999-м (то есть на 15%). Однако из-за увеличения ставок акциза доходы бюджета выросли вдвое: с 287 млн. до 552 млн. гривен!
Важно подчеркнуть, что подобная демагогия применяется и против повышения цен на сигареты в России, только там запугивают усилением контрабанды из Украины.
Политика выравнивания цен с соседними странами с последующей межправительственной инициативой по согласованию дальнейших повышений цен на табачные изделия — это та стратегия оздоровления нации и бюджета, которая достойна нашего государства. И первые шаги на этом пути уже сделаны.
БОРЬБА ЗАКОНОПРОЕКТОВ
Премьер-министр Украины во время представления бюджета в Верховной Раде 11 июля подчеркнула необходимость действенных мероприятий, направленных на исправление крайне запущенной нездоровой ситуации вокруг производства табака и призывала все ветви власти в этом же году проголосовать за увеличение акцизов на табачные изделия. К сожалению, указанный законопроект Министерства финансов закрепляет статус Украины как государства с низкими ценами и высоким уровнем потребления и контрабанды сигарет, грубо игнорируя многочисленные решения и инициативы высших органов власти, в частности — задачу премьер-министра поднять акцизы уже в этом году и, кроме оздоровления нации, пополнить бюджет 2008 года еще одним миллиардом гривен.
С другой стороны, еще в марте этого года народный депутат Украины В. Сушкевич (БЮТ) совместно с В. Герасимчуком (блок Литвина) и В. Арьевым (НУ-НС) инициировал законопроект об увеличении табачных акцизов, совпадающий с позицией премьер-министра. Согласно нему, цены на массовые марки сигарет увеличиваются на одну гривну, при этом средняя цена вырастет на 40%, что позволит остановить увеличение доступности сигарет. Бюджет получит дополнительные 1,2 миллиарда гривен уже в текущем 2008 году после вступления в силу с 1 октября. В международном аспекте проект выравнивает цены с Россией и сокращает разрыв цен с Польшей, и соответственно — «навар» от контрабанды с 3,5 до 2,7 раза. Следовательно, в проекте Сушкевича заложено то взвешенное решение, когда цены на сигареты растут с таким опережением инфляции, которое не приводит к превышению цен в соседних странах и не провоцирует контрабанду в Украину.
Но после этого С. Терехин (БЮТ) и Д. Святаш (ПР) подали альтернативный законопроект, который урезает проект Сушкевича наполовину и увеличивает цену сигарет уже не на одну гривну, а на 50 копеек. При этом удорожание происходит на уровне общей инфляции на 17%, что консервирует достигнутые «рекорды» по уровню потребления сигарет. Дополнительный миллиард в бюджет обеспечивается при условии внедрения проекта с 1 августа, однако после откладывания этого вопроса Верховной Радой также и фискальная сторона задачи премьер-министра остается невыполненной. В международном аспекте проект Терехина базируется на идеологии выравнивания акцизов (а не цен) с Россией, что на практике сохраняет существенное отставание цен от России и оставляет Украину на последнем месте в европейском рейтинге цен на сигареты.
Проект Министерства финансов, в свою очередь, наполовину урезает теперь уже проект Терехина и увеличивает цену сигарет даже не на 50, а на 25 копеек; неотложная потребность пересмотреть табачные акцизы уже в этом году полностью игнорируется, более того, не ставится даже задача пополнить текущий бюджет дополнительным миллиардом. Отказ от последней возможности таким учреждением, как Министерство финансов, является особенно странным. Неужели миллиард не нужен для ликвидации стихийного бедствия в западной Украине и на другие важные вещи?
Таким образом, мы являемся свидетелями того, в каком запущенном состоянии находится акцизное налогообложение сигарет, как откровенно спускаются на тормозах любые попытки оздоровить ситуацию и как одну гривну, которая сама по себе является довольно скромной величиной, постепенно четвертовали до 25 копеек. Борцы с курением надеются, что украинские власти услышат их и осуществят объявленный поворот в ценовой политике относительно табачных изделий и как первый шаг на пути к евроинтеграции и спасению нации от табачной эпидемии поддержат законопроект Сушкевича—Арьева—Герасимчука.