За последнее время в ряде средств массовой информации прокатилась волна сообщений о случаях внезапной смерти среди детей и молодых людей, в том числе спортсменов. Достаточно часто смерть наступала при занятиях физическими упражнениями. Но мне не удалось найти ни одного серьезного анализа причин такой смертности, ни одного методологически грамотного подхода к профилактике этого ужасного явления и борьбе с ним. В обществе постепенно создается мнение о том, что сами уроки физкультуры несут основную угрозу жизни школьников. Но смертность среди лиц молодого возраста, официально не наблюдавшихся по поводу какой-либо патологии, существовала всегда, как и существовали попытки разобраться в этой проблеме еще со времен смерти Фиддипида (2500 лет назад этот молодой афинянин умер после марафонского забега).
Сегодня в мире эта проблема находится на стыке нескольких медицинских дисциплин: кардиологии, медицины критических состояний и спортивной медицины. Проблема достаточно интенсивно изучается, и в мире выработаны основные принципы организации профилактики возможных случаев внезапной смерти и оказания помощи при ней. Выделены две составляющие: возможность оказания помощи при наступлении признаков смерти и предупреждение смерти. Реализация этих положений требует определенных затрат на уровне государства и отдельных граждан и отказа от некоторых сложившихся в обществе стереотипов и заблуждений.
Заблуждение первое: «В случае внезапной смерти оказать помощь должны профессионально подготовленные люди. Обыватель может только навредить». Заблуждение второе: «Если качественно выполнять непрямой массаж сердца и искусственное дыхание, то возможно дождаться прибытия бригады «скорой помощи» с дефибриллятором».
Оказание помощи сводится к довольно простым постулатам: если исключить травматическую смерть, то внезапная смерть у лиц, вышедших из младенческого возраста, — это смерть, возникшая по причине фатального нарушения деятельности сердца, чаще — фибрилляции (хаотического, неорганизованного сокращения) желудочков сердца. Доказано, что в первые минуты этого состояния пациента возможно спасти, нанеся электрический разряд. Другого способа прервать фибрилляцию нет.
С каждой секундой существования фибрилляции вероятность восстановить нормальную деятельность сердца уменьшается и уже через несколько минут стремится к нулю. Таким образом, вопрос спасения жизни внезапно умершего человека сводится к быстроте нанесения первого разряда дефибриллятора. Осознание этого факта привело к оснащению дефибрилляторами всех срочных служб, которые могут оказаться на месте происшествия (пожарные, полиция и т.д.) для сокращения времени до нанесения первого разряда и насыщение всех общественных мест дефибрилляторами-автоматами, которые способны самостоятельно обнаружить у пациента фибрилляцию, принять решение о проведении дефибрилляции и, собственно, провести ее.
Последний факт оказался решающим в деле резкого уменьшения количества фатальных исходов. Специалисты в области неотложной медицины пришли к выводу, что никакая, даже самая быстрая и организованная «скорая помощь» не может уложиться во тот временной промежуток, который нам отвела фибрилляция. Надежда на пожарных, полицию и спасателей еще меньше. Остается один-единственный способ успеть: иметь под рукой автоматический дефибриллятор, которым может и должен воспользоваться каждый обыватель, зная, что следующим внезапно умершим может оказаться он.
Роль непрямого массажа сердца и искусственного дыхания неоценима в поддержании жизнеспособности мозга, но практически не влияет на исход фибрилляции. Однако ни одно из известных спортивных сооружений Украины, ни одна школа и ни один ВУЗ такими приборами не оборудованы. Проблема внезапной смерти никого не волнует. В Украине дефибрилляторов не имеют поликлиники, ряд больниц и даже пункты неотложной помощи.
Вторая проблема — это профилактика. Она не настолько проста, как описывают некоторые теоретики фитнеса. Отсюда — заблуждение третье: «С помощью медицинских осмотров возможно дозировать физическую нагрузку для отдельно взятого человека и этим предотвратить внезапные смерти».
Разумеется, соблазнительно провести организованную поголовную диспансеризацию и с помощью простых диагностических методик (например, измеряя частоту пульса до нагрузки и после) разделить популяцию по критерию переносимости физической нагрузки. Можно вычленить когорту людей с разнообразной врожденной и приобретенной патологией. Но прямой связи между вероятностью наступления внезапной смерти и уровнем тренированности отдельно взятого человека нет.
Основой возникновения фатальной аритмии может быть врожденная аномалия электрического устройства сердца, и первым официальным проявлением болезни у абсолютно внешне здорового, хорошо тренированного человека будет смерть. Когда подробно расспрашивали успешно реанимированных, хорошо тренированных спортсменов, оказывалось, что у большинства из них до случая внезапной смерти были эпизоды головокружения, дурноты, случались обмороки. У многих были случаи внезапной смерти в молодом возрасте у родственников. К сожалению, этот аспект при проведении медицинских осмотров в Украине не учитывается.
В ряде случаев риск внезапной смерти искусственно увеличивается благодаря применению разнообразных видов допинга, чего никогда не узнаешь при проведении обследования. Далеко не всегда мы можем уменьшить для таких пациентов степень риска внезапной смерти.
Предположим, что мы выделили абсолютно здоровых, физически тренированных молодых людей. Возможна ли в этой когорте внезапная остановка сердца? Как хотелось бы ответить, что невозможна! Увы... Достаточно частая причина — травма грудной клетки в определенную фазу сердечного цикла. Встречаются осложнения острых вирусных инфекций, особенно после тяжелой физической нагрузки. Вряд ли тренер, длительно готовивший спортсмена, согласится, что в этот раз награду увезет кто-то другой из-за того, что у его питомца вчера болело горло. Кстати, сами спортсмены в подобных ситуациях обычно поддерживают тренера, а не врача. У них какая-то особенная психология, которая диктует возможность ради вожделенной награды пожертвовать здоровьем, а иногда и жизнью.
Определенное количество случаев внезапной смерти среди молодых людей будет независимо от методики их разделения на группы по уровню здоровья либо тренированности. В этом случае нам остается уповать только на наличие автоматических дефибрилляторов в пределах досягаемости, поскольку к моменту прибытия бригады «скорой помощи» у пациента, как правило, наступят абсолютные признаки биологической смерти (напомним, что самый профессионально проведенный непрямой массаж сердца и искусственное дыхание не изменяют прогноз при отсутствии электрической дефибрилляции).
А как же диспансеризация и врачебный контроль при занятиях физкультурой и спортом? Что мы сегодня можем ждать от них?
Прежде всего — информации. Каждый человек имеет право знать о состоянии своего здоровья и здоровья близких, особенно — детей. Исходя из этого, можно определять возможность занятия спортом или режим применения физических упражнений. Нынешнее количество часов физкультуры крайне и преступно недостаточно для нормального развития детей, но организовать их нужно как-то иначе.
Заблуждение четвертое, которое усиленно кем-то формируется: «Если снизить нормативы и исключить кроссовую подготовку, дети станут здоровее и не будут умирать на физкультуре». Последствия этого заблуждения будут ужасны. Мы сами отказываемся от тренировки детей. Разумеется, стрессовая ситуация в виде сдачи нормативов на оценку для гиподинамичного ребенка является фактором риска внезапной смерти, но еще страшнее — массовое отлучение от физической активности, решение о котором принято на государственном уровне.
Заблуждение пятое: «Ситуация изменится по инициативе органов государственной власти». Не изменится! Это не влияет на голоса избирателей и на сохранение должностей. Поэтому внезапные смерти, в том числе и среди детей, будут. Но возможно уменьшить их количество двумя способами: обучив все население страны основам первой помощи при внезапной смерти (в том числе — методике пользования автоматическим дефибриллятором), насытив эту самую страну автоматическими дефибрилляторами и оптимизировав физические нагрузки индивидуально для каждого ребенка.