«Становище критичне. Вибухнув казан. Вагон цвяхів гниє під елеватором. Без цементу задихається кальсонний цех» , — именно так, словами Владимира Дибровы, можно рецензировать главные акценты проекта Программы поддержки украинской книги и чтения, который выработало Гостелерадио (правительственный комитет, который якобы занимается книгами).
«Во первых строках» документа, сработанного этим «колективом високохудожньої самодіяльності» (М. Медникова) под руководством Ивана Чижа, зафиксированы «основные причины, которые обусловили нынешнее неудовлетворительное состояние дел в издательско-полиграфической отрасли» . Оказывается, первопричина украинских книжных проблем — «технически устарелое полиграфическое оборудование» .
А как же! Теперь остается разве что убедить электорат, что весь этот высококачественный полиграфпродукт, который обильно сдабривал выборы, печатался вне Украины. Как и технически совершенные издания-победители рейтинга «Книга года’2005» (с обладателем Гран- при включительно). Единственный теоретически необъяснимый факт — это почему законодатель книжного прет-а-порте Иван Малкович теперь печатает свои образцы именно здесь, на «технически устарелом оборудовании»?
А печатается он, вопреки разглагольствованиям Чижа, на вполне современном оборудовании. В частных типографиях. Что же касается государственных и коммунальных полиграфпредприятий — это так: государство доказало свою полную неспособность наладить прибыльный менеджмент. Разве что менеджментом считать «утверждение и введение в действие крайне необходимой для отрасли нормативной документации: инструкции по планированию, учету, калькулированию себестоимости полиграфической продукции; норм расходов полиграфических материалов» . Это — из годового финансового отчета Гостелерадио: то, что простой хозяин делает, как дышит, чиновники называют госпрограммой, требуя на это бюджетных средств.
В том же отчете речь идет об организации производства красок и других полезных для печати химикатов. И ни единого слова — об экономическом эффекте этих инвестиций: дешевле ли они импортных образцов, качественнее ли, прижились ли в производстве? И в дальнейшем будет ли государство предоставлять Чижу средства, не спрашивая с него о прибыли?
На то, кажется, и расчет. В проекте Программы есть загадочная строка о «создании предпосылок по привлечению инвестиций» . Какие это предпосылки — неизвестно, а вот как разделить шкуру неубитого медведя — уже определено: «Львиная доля привлеченных средств должна быть направлена на техническое переоснащение отечественных полиграфических предприятий как государственной, так и коммунальной формы собственности» . Представить себе инвестора, который будет вкладывать деньги под «менеджмент Чижа», невозможно. А тем более — инвестора зарубежного: у тех слишком развит нюх на «неймовірно ситний дух мрії ідіота» (С. Поваляева).
Остается ждать бюджетных средств, о капитализации которых никто не требует отчета. А еще как удастся возвратить под свое крыло ГАК «Укрвидавполіграфію», где сосредоточены крупнейшие типографии, — вот тогда станем господами и мы, братья! Еще два месяца назад, в справке для вице-премьер-министра по гуманитарной политике И. Чиж требовал: «Принять постановление Кабинета Министров… «О передаче Государственному комитету телевидения и радиовещания полномочий по управлению государственными корпоративными правами Государственной акционерной компании «Українське видавничо-поліграфічне об’єднання» . Теперь, в проекте Программы, бери выше: «Разработать проект Указа Президента о создании специализированного ведомства (органа центральной исполнительной власти), предоставив полномочия по обеспечению государственного управления издательско-полиграфическим комплексом страны» .
Кстати, о полиграфии и книгах: в структуре первой вторые занимают около 10 процентов. Типографии для издательств — не более чем обычный сервис. Поэтому вся эта «Программа поддержки украинской книги» — чистейший камуфляж стройплощадки по свиванию золотого полиграфического гнездышка.
Камуфляж, между прочим, — того же олигофренического качества, что и вся околокнижная деятельность Гостелерадио. Чем, например, должно заниматься это «специализированное ведомство»? А вот: «Функциональным регулированием деятельности в издательской сфере» . М-м-м… Как сказал бы Станислав Ежи Лец, «висловився настільки зрозуміло, що розум здригнувся від усвідомлення» .
Не понимая чего требовать от будущего, наши чиновники- «троглоерудити» (С.Е.Лец) ищут спасения в прошлом. Мол, «раньше управление издательско-полиграфическим комплексом страны осуществлялось органом центральной исполнительной власти, что позволяло… постоянно анализировать книжный рынок» . Это о Министерстве прессы образца 1995-го?! При котором Украина и проморгала российский рывок на книжном рынке? Какая уже там аналитика, когда даже на специальную издательскую периодику (даже из России) в том Минпрессинформе не подписывались.
Подозреваю, что и поныне этой профессиональной периодики в Гостелерадио не читают. Потому что как объяснить такой вздор в проекте: «В Российской Федерации книгопечатание освобождено от всех налогов»? К сведению председателя Государственного комитета Украины И. Чижа: два последних года российские издатели платят 10% НДС, а перед тем почти год платили и 20%.
Ложь о «российской теплице» уже не впервые фигурирует в документах Гостелерадио, направленных в Кабинет Министров. А «повторные ошибки — не ошибки, а тактика» (О. Келлер). Тактика превентивной лжи. Но зачем? Да чтобы убедить руководство страны в том, что наглядные успехи российского книжного бизнеса — результат воплощения «концепций», подобных изложенным в проекте Программы a la Чиж. На самом деле же российский бизнес своим расцветом обязан именно отсутствием среди тамошних чиновников какого-нибудь Чижа. Более того: последние пять лет российские издатели могут благодарить нашего Чижа за то, что он ни бельмеса не понимает в книжных делах и тем самым не мешает их экспансии на украинские просторы.
Как-то один из персонажей Чехова, наблюдая за непоколебимостью бюрократов, вздохнул: «В Аравии, пишут, холера. Быть может, в Россию придет, и тогда откроется много вакансий» . Невольно вспомнишь птичий грипп…
Соавторы:
Владимир ДИБРОВА. Довкола столу. — К.: Факт, 2005.
Марина МЕДНИКОВА. Крутая плюс. — Л.: Кальварія, 2005.
Светлана ПОВАЛЯЕВА. Замість крові. — Л.: Кальварія, 2004.
Станислав Ежи ЛЕЦ. Незачесані думки. — К.: Дух і Літера, 2006.
Олег КЕЛЛЕР. Мыслизмы. — Запорожье: Дикое Поле, 2005.
А.П. ЧЕХОВ. Собрание сочинений. Т. II. — Москва—Ленинград: Госиздат, 1929.