Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Танец на фоне подсолнухов

10 августа, 2001 - 00:00


В эти дни артисты Национального заслуженного академического ансамбля танца Украины имени Павла Вирского уже возвратились из летних отпусков, а художественный руководитель коллектива народный артист Украины, лауреат Национальной премии Украины им. Т. Г. Шевченко Мирослав Михайлович Вантух даже и не думал об отдыхе. Принимал экзамены в детской хореографической школе, им же созданной при ансамбле, работал с юными танцовщиками над программой, которую они блестяще исполнили на творческом фестивале в Польше, поразив всех исполнением наиболее сложных па и трюков, обсуждал с режиссерами различные варианты участия коллектива в концертах, которые состоятся в дни празднования 10-летия Независимости Украины. И вот только сейчас разрешил себе маленький отпуск в Ялте.

Прославленному коллективу выдающийся художник отдал более двух (из четырех) десятилетий творческой жизни, заботливо сохраняя наследие своего предшественника, пополняя репертуар собственными яркими композициями и, главное, постоянно заботясь о том высшем уровне совершенства, который вызывал невероятный восторг и слезы радости у тысяч зрителей многих стран мира.

— Мирослав Михайлович, на посвященном вашему творческому юбилею концерте ансамбля, который состоялся летом прошлого года и подарил присутствующим несказанное чувство гордости и удивительного единения, все с горечью заметили отсутствие в зале первых лиц государства. Между тем, по мнению многих, это было событие действительно национального масштаба. Изменилось ли что-то сегодня в отношении к тем, кто создает не проходные однодневки, а настоящее высокое искусство?

— Я на это надеюсь. Недавно состоялась встреча Президента с руководителями творческих союзов и национальных творческих коллективов, где речь шла как раз о том, что должны быть приоритеты государства в сфере культуры. Ведущие деятели отрасли говорили о беспримерном засилье попсы, чего нет в ни одной стране, о необходимости создания на телевидении давно обещанного канала «Культура», о поддержке академического искусства, без которого не бывает полноценной духовной жизни. Мне было приятно, что все проявили такое единодушие.

— А удалось коснуться проблем именно вашего коллектива?

— Конечно, я не мог не сказать о том, что действительно наболело. Сегодня ансамбль, по существу, отлучен от наших людей. За десять лет независимости мы только дважды побывали на гастролях по Украине. К тому же одни из них ограничивались только четырьмя концертами. И за это мы были глубоко благодарны тогдашним министрам культуры — Богдану Сильвестровичу Ступке и Юрию Петровичу Богуцкому. Приветствовали ансамбль так же пылко, как и зарубежные зрители. Нас приглашают отовсюду, директора филармоний даже готовы половину расходов взять на себя. Но другой половины, к сожалению, у нас нет. Без помощи государства то, что мы зарабатываем на гастролях, вынуждены расходовать на костюмы, сценическую обувь. А нужны же еще средства на химическую чистку тех же костюмов, машину, чтобы их отвезти на фабрику, ремонт сапог, которые буквально рассыпаются от зажигательных танцев, и множество других бытовых дел.

— Люди в регионах соскучились по настоящему искусству. Об этом говорят и оперные певцы, и актеры драматических театров, которым приходится выступать в различных областях Украины. А не назрела ли потребность создать специализированное автопредприятие, которое обслуживало бы именно творческие коллективы? Могло бы оно иметь несколько автобусов, скажем, класса «Неопла» с оборудованными на нижнем этаже местами для отдыха лежа. Это очень упростило бы и удешевило дело проведения гастролей — и по Украине, и за границей — для многих наших творческих коллективов. К тому же, как показал опыт киевского мэра, можно по более дешевой цене приобрести машины, уже бывшие в пользовании, но не исчерпавшие своего ресурса.

— Это было бы замечательно. В свое время мы даже мечтали о собственном автобусе. Ведь имели на счете в бывшем союзном «Внешэкономбанке» (кажется, так он назывался) заработанные во время гастролей более сто двадцати восьми тысяч долларов. Но эти деньги нам никто не возвратил.

— Трудно перечислить все страны, где выступал ансамбль. Он танцевал на лучших сценах мира. Ансамбль Павла Вирского, как его иногда называют по имени его основателя и первого руководителя, имеет очень высокую творческую репутацию. А были ситуации, когда коллективу приходилось «завоевывать» зал?

— Что-то подобное случилось в Монте-Карло. Нас пригласили принять участие в торжественном открытии чемпионата мира по большому теннису. Вся эта акция проходила в так называемом Звездном зале. Построенный на берегу моря на отвоеванной у него территории, он поражал красотой и различными техническими удобствами. Вся церемония поражала великолепием. В зал заходили и после представления присутствующим занимали столики самые известные аристократы, кинозвезды, миллионеры. Потом появился и сам принц Монако Альберт. Концерт открывали шведские жонглеры, которые работали с теннисными ракетками. Потом начинает играть эстрадный оркестр. Публика почти не обращает внимания на сцену. Все едят, бегают между столиками гарсоны, разнося вина. Я также сижу за столиком и очень волнуюсь. Честно говоря, всегда не любил сочетания театра с рестораном. После 15-минутных предыдущих выступлений начинается наше, которое должно продлиться более часа. И вот я наблюдаю, как после выхода артистов ансамбля неожиданно заканчивается жевание, откладываются ножи и вилки, где-то исчезают официанты, которых уже никто не зовет к столикам. Концерт прошел на одном дыхании и закончился под бурные аплодисменты. Все букеты, которые украшали столики, оказались на сцене около ног наших артистов, которые боялись даже пошевелиться, чтобы не наступить на цветы.

— А вас лично поблагодарили за концерт?

— Да. Меня пригласили к столику принца Альберта, который сказал, что народ с таким искусством, такой культурой обязательно справится с экономическими трудностями. Еще он прибавил: «Эти сытые миллионеры и миллиардеры стоят второй раз. А впервые они стояли, когда на открытии этого зала десять лет назад пел Лучано Паваротти». Кстати, после этого выступления нас еще дважды приглашали в Монако и полностью оплачивали трехдневную аренду самолета, проживание в фешенебельной гостинице, питание. А украинское руководство почему-то считает, что признание государству приносят только спортсмены. Знаете, киевское «Динамо» может и проиграть, по поводу чего потом очень сожалеет пресса и мы вместе с нею, а вот выступление такого коллектива как наш — это всегда стопроцентный выигрыш.

— В прошлом году ансамбль более сорока дней гастролировал в Японии. Если не вспоминать прежних выступлений ансамбля в Киото во время проведения там Дней Киева, это, по существу, было первое знакомство жителей этой страны с нашими артистами. Какой резонанс имели гастроли?

— Он был таким, что о них спросил даже Леонид Данилович во время уже упомянутой недавней встречи. За 42 года своей творческой деятельности я такой великолепной поездки и приема не припомню, хотя не хотел бы обидеть представителей других стран. Поражала отличная организация гастролей в каждом из почти двадцати городов, где мы выступали. Все было рассчитано с точностью до минуты. Когда однажды самолет приземлился на пять минут раньше, автобус же еще не подъехал, у нас просили прощения как будто за какую-то серьезную вину. В каждом концертном зале было все расписано — где мужские и где женские гримерные комнаты, где чьи костюмы. На столах — порезанные фрукты, печенье, конфеты, напитки. А после концерта актеры получали еще и пакеты с едой. Везде абсолютная чистота — ни одной бумажки на полу или на улице. Нам довелось увидеть, как ночью ремонтировали дорогу. Все продумано до мелочей: одна машина снимала старое покрытие, другая собирала, третья очищала его остатки, четвертая укладывала новый асфальт, пятая трамбовала. Чрезвычайная продуманность каждого действия, огромная дисциплинированность были проявлениями высокой культуры этого народа. Как и уважение к старшим, к руководителям. Когда в комнату заходил Томиока-сан, президент компании, которая проводила наши гастроли, работники ее каждый раз уважительно привставали со своих мест.

— А что это за компания?

— Она называется «Мин-он». Создал ее выдающийся японский общественный деятель, политик, философ, писатель, художник и фотохудожник Дайсаки Икеда. Он возглавляет ассоциацию «Гока Сакай». Исповедуя духовность и выступая против насилия, зла и вооружения, Дайсаки Икеда является очень влиятельным человеком. Достаточно сказать, что он избран почетным доктором 90 университетов мира, награжден орденами и медалями 60 стран. Я должен исполнить приятную миссию — вручить президенту ассоциации «Гока Сакай» почетные грамоты Кабинета министров и Министерства культуры и искусств Украины. Господин Дайсаки Икеда отметил, что наше искусство взволновало много тысяч людей, с большим уважением говорил о нашем государстве, которое проявило настоящую мудрость, ликвидировав ядерное оружие, и даже цитировал Тараса Шевченко. Я подарил господину президенту украинскую вазу и панно, которое изображало подсолнухи. И это имело символическое значение, так как образ подсолнухов сопровождал нас в течение всей поездки по Японии.

— Раньше как-то не приходилось слышать, что в стране, которая одной из первых приветствует восход солнца, увлекаются растением, которое мы привыкли считать едва ли не «своим».

— Подсолнухов там раньше и не было. Но японцев по-настоящему растрогала история о том, как в Украине, ликвидировав ядерное оружие, посеяли на бывшем полигоне подсолнухи. И представители ассоциации «Гока Сакай», выкупив землю, которая раньше принадлежала американской военной базе, также решили посеять там подсолнухи, которые должны стать символом гуманизма, мира и добра. Семена привезла из Украины американская семья Кригеров. В Японии по-настоящему полюбили растение, которое поворачивает головку за солнцем. Для наших выступлений изготовили специальный задник для сцены, где было целое поле подсолнухов, которое тянулось вдаль. Это выглядело очень красиво, и, к сожалению, задник несколько «забивал» костюмы танцовщиков. Занавес хозяева изготовили из украинских лент, а перед глазами артистов было полотнище с надписью «Ласково просимо!» Заканчивая гастроли на острове Хоккайдо, мы увидели в зале, где выступали, на балконе первого яруса даже такой плакат: «Искренне благодарим Украину за прекрасное искусство, за ее славных представителей — блестящих танцовщиков!»

— Мирослав Михайлович, а что вы можете сказать о приеме японских зрителей?

— Он также был удивительным. Зрители сидели более-менее спокойно только во время лирических танцев. Когда же шли номера зажигательные, со сложными трюками, они практически все время аплодировали. Например, идет «Повзунець» четыре минуты, и столько же продолжаются аплодисменты. Вообще, мы давно убедились — язык искусства понятен людям всех рас, всех национальностей. Ныне ведутся переговоры о наших выступлениях в Китае. А в феврале мы должны гастролировать в Египте. Это уже во второй раз. На предыдущих концертах ансамбля, которые проходили в Киевском оперном театре, были и европейцы, и африканцы, и азиаты. Казалось бы, совсем другие культуры, разные пластика и даже человеческие понятия, а все приветствовали нас одинаково пылко. И теперь нам предлагают дать восемь концертов подряд. Разве это не признание нашего искусства и, наконец, государства, нашего талантливого народа, за который невольно постоянно ощущаешь гордость. А не так давно состоялись выступления коллектива в Испании, Португалии и Германии, где рядом со взрослыми танцовщиками два номера исполняли воспитанники детской хореографической школы при ансамбле. Даже уравновешенные немцы проявили к нам самые горячие чувства. А мэр города Висбадена даже пригласил наших детей на десятидневный отдых, взяв все расходы на себя.

— Хореографическая школа при ансамбле — это действительно ваше с женой Валентиной Владимировной еще одно дитя. Вы лелеете вдвоем школу, как в свое время дочь Галину и сына Мирослава. Заведение набирает силу, получило признание. Сегодня очевидно: школа, несмотря на все нынешние трудности, не даст прийти в упадок украинскому народному танцу, ибо уже подготовлены юные носители его лучших традиций. Воспитанники ее идут в студию при ансамбле, пополняют его творческий состав. Удалось ли сократить отток артистов?

— Это проблема из проблем. Мы продолжаем работать, как я говорю, на дядюшку Сэма. Государство расходует средства, чтобы девять лет учить ребенка в школе, два года — в студии, потом дает возможность молодому танцовщику еще года три совершенствоваться в ансамбле, а впоследствии платит ему такую копеечную зарплату, что первый хороший зарубежный импресарио забирает одаренного артиста в свой коллектив, где он может заработать на достойную жизнь и на квартиру. Верховная же Рада отменила положение о контрактной системе, благодаря которой можно было обязать обученного бесплатно работника отработать три или пять лет в коллективе. Почему мы, руководители, работаем по контракту, а рядовые артисты не могут?

— Мирослав Михайлович, создание школы было вашей мечтой. Вы успешно воплотили ее в жизнь. Есть еще вторая мечта — провести Всеукраинский смотр-конкурс народной хореографии. На какой он стадии?

— Уже разработано Положение о нем. И большая благодарность Юрию Петровичу Богуцкому, что он наши идеи активно поддерживает. Уже в декабре хотим провести научно- практическую конференцию «Мастера украинской хореографии». В следующие два года проведем смотры в различных областях Украины. Вообще, цель конкурса — выявление лучших школ, постановок и исполнителей в области народного хореографического искусства, их связи с аутентичным фольклором. В смотре будут участвовать как профессиональные творческие коллективы, исполнители в соответствующих учебных заведениях, так и народные заслуженные самодеятельные коллективы. Немало из них сегодня пришли в упадок. И надеюсь, что перспектива принять участие в таком творческом соревновании многим придаст новые силы и местную власть будет побуждать материально их поддержать. Лучшие выступят в Киеве в заключительном концерте. Смотр будет посвящен 100- летию со дня рождения Павла Павловича Вирского, которое будет отмечаться в 2005 году. Есть еще одна мечта, а точнее сказать, цель — создать ассоциацию или союз хореографического искусства. Ведь давно пришло время обоснования. Все вместе мы должны позаботиться о культуре народного танца, который является одним из наших настоящих достижений и богатств.

Интервью вела Людмила ЖИЛИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ