Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тарифный «ящик Пандоры»

Крым: повышение платы за коммунальные услуги может обернуться массовыми протестами
15 февраля, 2005 - 20:16
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

С начала этого года, как известно, вступил в действие Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах», который предполагает повышение тарифов и предоставляет такое право органам местного самоуправления. Закон исключает возможность выделения централизованных бюджетных дотаций на покрытие разницы в тарифах, а все полномочия по формированию тарифной политики передаются на уровень органов местного самоуправления, то есть в города и районы. В то же время, как говорилось на заседании Совета министров Крыма, в местных бюджетах не запланированы суммы на компенсацию разницы между тарифами на коммунальные услуги и их себестоимостью.

Стоит сказать, что это один из самых больных вопросов в жизни каждой области. Пытаясь щадить кошелек населения, органы власти мирились с тем, что тарифы на услуги ЖКХ по разным отраслям покрывают затраты предприятий зачастую не более чем на 30%. В Крыму, например, тарифы не повышались уже пять лет. Об экономике ЖКХ и говорить не приходится — оно давно живет на дотациях и рано или поздно этот «ящик Пандоры» должен был быть вскрыт. И вот с принятием закона дело сдвинулось. Как сказал глава крымского правительства Сергей Куницын, «если кто-то думал, что «коммунальная шара» объемов не имеет, то оказалось, что имеет, и казначейство не даст денег на дотации». Несмотря на вероятность протестов со стороны населения, в городах и районах начали повышать тарифы. Как это у них получается?

В Ялте, например, вопрос рассмотрен на первом же заседании горисполкома. По информации начальника горводоканала Дмитрия Намяка, из-за разницы тарифов основную долю затрат по оплате водоснабжения и водоотведения сейчас несут предприятия и организации курорта, хотя они потребляют только 28,3% воды, в то время как доля населения в структуре потребителей составляет 71,7% При нынешних тарифах для населения — 35 копеек за кубометр — затраты возмещаются всего на 30%. Дмитрий Намяк предложил на рассмотрение членов исполкома увеличение тарифов за водопотребление и водоотведение для населения с 35 до 87 копеек за кубометр. Такое повышение уже позволит решить сразу несколько очень актуальных для курорта задач — подавать воду в город круглосуточно, а не по графику, направить средства на ремонт существующих сетей, повысить заинтересованность жителей в экономии воды и в установке счетчиков учета воды. Помимо увеличения тарифов, начальник ЖКХ представил Программу развития системы водоснабжения Большой Ялты на 2005— 2007 годы. В ней определены зонирование города по водоснабжению, конкретные мероприятия и затраты по каждой зоне, необходимые для круглосуточной подачи воды. «Мы понимаем, что повышение тарифов не обрадует ялтинцев, но мы вынуждены сделать этот шаг, — сказал городской голова Ялты Сергей Брайко. — На малообеспеченных и незащищенных слоях населения это повышение не отразится, так как они получают субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. Горисполком со своей стороны предусмотрит средства для установки таким категориям граждан приборов учета. В повышенных тарифах будут учтены потребности города по реконструкции горводоканала. Для выполнения этой программы потребуются немалые средства из государственного и городского бюджетов, долевое участие предприятий, средства самого горводоканала, в том числе полученные в результате повышения тарифов для населения. Это позволит поэтапно перевести городские районы на постоянное водоснабжение. Помимо увеличения тарифов на водоснабжение, Ялтинский горисполком принял решение увеличить квартплату: для домов с лифтами с 23 копеек до 40 копеек за квадратный метр, для домов без лифтов с 23 до 29 копеек; с частичными удобствами — с 19 до 24 копеек. Тарифы на газоснабжение, теплоснабжение и электроэнергию пока остаются для населения без изменений.

В процессе повышения тарифов решающее слово принадлежит сессиям местных советов, сказал на заседании Совета министров, рассматривавшем этот вопрос, крымский премьер Сергей Куницын. По его словам, правительство автономии не имеет по новому законодательству правовых основ для «назначения» этих тарифов, а может только рекомендовать основные параметры. Поэтому правительство приняло решение, в котором определило главные параметры тарифной политики. В разных городах — разные цены, потому, что и затраты на подачу воды в крымской горной местности разные. Одно дело качать воду из Днепра в равнинный и близкий Красноперекопск, другое дело — в Ялту и Алушту через горный хребет. Так, городскому совету Симферополя рекомендовано утвердить тариф на услуги водоснабжения на уровне 82 копеек за кубометр воды для хозяйственно-питьевых нужд и 1,63 гривни за кубометр для технических нужд (полива, водопоя скота, мойки автотранспорта), на услуги водоотведения — 20 копеек за кубометр стоков. Красноперекопскому горсовету — 47 копеек за подачу кубометра воды, 1,19 гривни за подачу технической воды, и 47 копеек за отведение стоков. Алуштинскому горсовету — соответственно 0,88 грн., 1,76 грн. и 0,74 грн. за кубометр, а Белогорскому — 1,27 гривни за подачу кубометра воды, 2,53 гривни за кубометр для технических нужд, 1,60 гривни за отведение стоков. Примерно такие же рекомендации для горного Судака, а для дальнего Щелкино — 3,10 гривни за куб, 3,45 гривни за техническую воду, и 2,57 гривни за отведение стоков.

Первый заместитель министра экономики Галина Веклич сказала, что острота этой проблемы для автономии обусловлена тем, что в Крыму образовалась колоссальная диспропорция в тарифах для различных групп потребителей. «Цены на воду у нас были просто «коммунистические»: 17 копеек за кубометр — самый низкий показатель в Украине», — отметила заместитель министра. Сегодня, по ее словам, тарифы поднялись в среднем на 30 процентов. По данным Минэкономики, Крым крайне незначительно использует государственную систему субсидий, находится на последнем месте среди регионов Украины. В результате из выделенных в прошлом году на эти цели восемь миллионов гривен было выплачено в виде субсидий только три миллиона. Поэтому повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения позволит предприятиям ЖКХ Крыма дополнительно получать из государственного бюджета минимум пять миллионов гривен в год. Причем изменение тарифов на одну только воду способно повлиять на всю систему ЖКХ. Так, по расчетам Министерства экономики, увеличение тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для населения до уровня 50% их себестоимости позволит снизить от 10% до 40% тариф на эти услуги для предприятий и организаций, в частности, «Крымтеплокоммунэнерго», а это значительно снизит себестоимость его услуг.

Поэтому на местах решили не мешкать. Так, сегодня в Крыму из десяти городов расценки пересмотрены уже в шести — Ялте, Красноперекопске, Саках, Армянске, Судаке, в Раздольном. По информации Галины Веклич, новые тарифы в них выше прежних на 30—92%. В других городах вопрос также рассматривался, но работники ЖКХ не смогли убедить депутатов в необходимости этой меры.

В то же время, по мнению председателя Совета министров Крыма Сергея Куницына, большинство крымчан не будет возражать против повышения тарифов, если местные власти аргументированно обоснуют такой шаг. «Я убежден, что подавляющее большинство людей при правильно расставленных акцентах восприняло бы это нормально», — сказал он. Населению необходимо объяснить, считает он, что если тарифы останутся на прежнем уровне, то у предприятий отрасли не будет средств на оплату энергоносителей и предоставление услуг ЖКХ. «Если мы не повысим тарифы, мы угробим «Крымводоканал», «Крымтеплокоммунэнерго» и все остальное», — убежден он.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ