Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тайна «Щ-211» остается…

Севастопольским водолазам не удалось до конца обследовать подлодку, найденную у берегов Варны
23 июля, 2003 - 00:00

На днях в Севастополь возвратился из похода к берегам Болгарии отряд кораблей Черноморского флота, состоящий из спасательных судов «Эпрон» и КИЛ-158, проводивший обследование подводной лодки, найденной за 8 миль от Варны. Как сообщили «Дню» в пресс-службе Черноморского флота, водолазами была «очищена от ила и обследована боевая рубка субмарины, частично — центральный пост. На поверхность поднято 45-миллиметровое орудие, гирокомпас, советская каска времен Великой Отечественной войны, части приборов и предметы обмундирования советских подводников. Заводские номера на оружии, гирокомпасе и маркировка на предметах, по мнению специалистов, позволят провести соответствующие экспертизы для дополнительной идентификации подводной лодки. Командир отряда капитан первого ранга Василий Васильчук, опираясь на объективную информацию, принял решение от дальнейших работ внутри погибшей подлодки отказаться. Это решение продиктовано большим риском для водолазов, так как центральный пост и некоторые другие отсеки сильно повреждены и заилены. Вследствие этих причин по окончании работ в боевой рубке верхний рубочный люк был заварен…» Таким образом, тайна подводной лодки, которую предварительно идентифицировали как «Щ-211», погибшую в 1941 году, остается пока не раскрытой…

«Щука-211» была построена в 1934—1936 годах в Николаеве на заводе № 200, (сейчас — «Имени 61-го коммунара»), 5 мая 1938 года она вошла в состав Черноморского флота, который имел целых две бригады подводных сил. В первый же день Великой Отечественной войны ее принял под командование капитан-лейтенант Александр Девятко, родившийся в 1908 году в селе Старые Кодаки на Днепропетровщине. Именно «Щ 211» открыла счет потопленным кораблям врага на Черном море. 15 августа 1941 года лодка пустила на дно большой транспорт «Пелес» водоизмещением 5708 брутто-регистровых тонн, шедший из Бургаса в Констанцу с военным грузом, второй транспорт этого конвоя был поврежден и выбросился на берег. В августе же 1941 года экипаж подлодки выполнил особо ответственное задание — скрытно пробрался к вражескому берегу и высадил на берег 14 болгарских патриотов. В последующие три месяца «Щ-211» удачно охотится за транспортными конвоями врага у болгарских берегов, она трижды попадала под бомбежки и румынских, и немецких самолетов. 20 сентября (по другим данным — 29) 1941 года «Щ-211» атаковала и потопила торпедами итальянский танкер «Суперга», водоизмещением 6134 брутто-регистровых тонн, шедший под сильным охранением.

14 ноября 1941 года «Щ 211» опять вышла в море.Но этот поход оказался для нее роковым. По рассказам исследователей Андрея Лубянова, Владимира Пасякина, Игоря Ларичева, предположительно события развивались так. Советские подводники нашли румынский минный заградитель «Принц Карол» и организовали атаку на него. Но первая торпедная атака оказалась неудачной, мирный заградитель сумел увернуться от торпеды. Воспользовавшись паузой перед второй атакой, его экипаж успел передать сигнал тревоги на немецкий военный аэродром, находящийся в районе Варненского озера. Второй удар «Щ-211» потопил «Принца» в пяти милях от берега, и Девятко начинает уходить с места боя. Он дает команду на всплытие, поскольку море очень мелкое и лодка уязвима для глубинных бомб, а в подводном положении субмарины того периода были очень тихоходны. Однако успел он пройти всего три мили, как его настиг немецкий самолет. Получив сильное повреждение от бомбежки подлодка тонет. Эта версия гибели восстановлена после войны исследователями и военными историками. Ее подтверждают данные немецких архивов о том, что именно 14 ноября в этом районе немецким самолетом была потоплена советская подводная лодка, и то, что на следующий день штормовые волны выбросили на берег у села Шкорпиловцы обезображенное тело старшего помощника командира подлодки с оторванными ногами и разбитым биноклем на шее, разорванную надувную лодку и помятую емкость с горючим. Данные метеосводки о направлении шторма в тот день совпадают с фактической картиной — ветер дул к берегу именно от места гибели подлодки. Однако по советским данным «Щ-211» погибла 16 ноября 1941 года в результате подрыва на мине в районе мыса Шаблер то есть в другом месте. Где же истина?

…11 сентября 2000 года болгарские рыбаки в восьми милях от берегов Варны снова обнаружили затонувшую подводную лодку. С того времени о ней собрано много материалов: подводные фото и киносъемки, анализ боевой информации 1941 года, и так далее. По данным болгарских водолазов, обследовавших лодку, она сильно повреждена, полностью отсутствует легкий корпус, сорвано кормовое орудие. Такие повреждения могли быть только после очень сильных взрывов. Пока специалисты предполагают, что это может быть «Щ-211», погибшая от роковой бомбежки фашистского самолета.

В подход к болгарским берегам из Севастополя выходили два судна Черноморского флота России: спасатель «Эпрон» под командованием капитана третьего ранга Сергея Игнатова и киллекторное судно КИЛ-158 под командованием Николая Перуна. Командовал походом начальник управления поисковых и аварийно-спасательных работ ЧФ РФ капитан первого ранга Василий Васильчук. Спасательное судно «Эпрон» в месте водолазных работ посетил с ответным протокольным визитом заместитель начальника штаба ВМС Болгарии бригадный адмирал Пламе Манушев. Задача перед спасателями стояла, казалось бы, простая, — обследовать останки подводной лодки типа Щ, обнаруженной у берегов Болгарии, и идентифицировать ее. Однако на деле она оказалась сложнее, чем предполагали. По сообщениям пресс- службы ЧФ, когда водолазы приступили к обследованию субмарины, то оказалось, что ее разрушения намного сильнее, чем предполагалось ранее. Установлено, что остатки лодки находятся на 20-метровой глубине. Субмарина взрывом была разломана на две части, которые сейчас находятся на расстоянии 150 метров друг от друга. Дно в местах работ было обследовано на наличие взрывоопасных предметов. Фрагменты «щуки» — большая часть легкого корпуса и остатки основания рубки — были обследованы при помощи телевизионного комплекса «Циклон». Водолазы несколько раз побывали внутри лодки, но полное обследование оказалось невозможным, и поднять останки героически погибших моряков они не смогли из-за сильных разрушений внутри лодки…

Черное море еще полно тайн. Часто случалось так, что о гибели подводных кораблей доныне практически ничего не известно и краткая фраза «на базу с боевого задания не вернулся» является исчерпывающей информацией о судьбе моряков. Так, из 25 советских черноморских подводных лодок, погибших в годы войны, достоверно установлены места и некоторые обстоятельства гибели пока только десяти кораблей. Остальные так и остаются мемориальными погребениями в водах самого синего в мире моря. Длительное время о месте и причинах гибели советской подводной лодки «Щ-211» в 1941 году были только предположения. Ее командир почитался как национальный герой Народной Республики Болгарии. Несколько раз находки совсем других кораблей ошибочно принимались за «Щ-211». Так, еще в июне 1983 года болгарский рыболовный траулер «Алка» обнаружил в акватории Черного моря возле Варны затонувшую подводную лодку. Считалось, что это «Щука-211», однако экспедиция обнаружила, что это «Щ-204». Дело в том, что в районе Варны погибли несколько советских подлодок, которые в этом районе вели охоту за конвоями противника. Глубина моря здесь небольшая, и в случае обнаружения практически всегда подводные лодки гибли от бомб или мин. Кроме уже обследованных «Щ-204» и «Щ-210», на дне моря еще покоятся «С 34», «Щ-211», «Л-24». Известно, что одна из них лежит в 45 милях прямо к востоку от Варны, она была обнаружена в 1988 году и до сих пор не исследована. Ошибки случаются часто. Так, у берегов Болгарии была обнаружена подлодка «Щ 212», хотя раньше считалось, что она погибла возле Турции, под Синопом…

И это не удивительно. Как пишут Владимир Пасякин и Игорь Ларичев, вследствие больших потерь судов и людей на Черноморском флоте, в том числе из-за сталинских репрессий, безжалостно выбивших из рядов подводников наиболее опытных военных, на Черноморском флоте вводили в строй практически недостроенные в Николаеве корабли и спешно формировали экипажи из пополнения, «на командирские должности стали назначать совсем молодых офицеров, причем некоторых из них волевым решением… направляли на корабли из армии и даже… из кавалерийских частей». Поэтому штаб Черноморского флота в начале войны не имел единого замысла действий подводных сил. Например, из-за того, что опасались нападения немецких и румынских подлодок на крымские и кавказские берега, большинство подлодок ЧФ ожидало противника у своих баз, хотя в море здесь пассивно находилась всего одна румынская подлодка, не предпринимавшая никаких действий. В архивах сохранилась директива № 159/ш Черноморскому флоту от 6 января 1942 года. Нарком ВМФ адмирал Николай Кузнецов проявлял в ней полное недовольство действиями флота: силами в 54 подлодки за полгода было потоплено 7 вражеских транспортов, притом потеряно 7 собственных подлодок, в то время как на Северном флоте силами в 21 подлодку было потоплено 48 транспортов и не потеряно ни одной своей субмарины.

Главком указывал на такие просчеты ЧФ: слабое заграждение акватории Черного моря — вместо требуемых 14 выставлялись иногда всего 3 подлодки; использование подлодок не по назначению, например, для высадки малочисленных десантов, хотя с этим могли справиться и катера; бесцельное несение дозора в акватории Поти, хотя за это время там ни разу не появились вражеские корабли; плохая работа штаба по планированию работы подлодок, неоказание им помощи в трудных ситуациях и так далее. Естественно, что все это не уменьшает героизма советских подводников, самоотверженно действовавших в водах Черного моря.

Поэтому болгарская версия гибели «Щ-211», как и их предположение, что найденная в восьми километрах от берега Варны подлодка может быть именно 211-й «щукой», как и данные погружений севастопольских водолазов о сильных повреждениях потопленной подлодки, чего не было бы, если бы она подорвалась на мине, свидетельствуют пока в пользу версии о «Щ-211». Однако по мнению аналитиков делать окончательные выводы еще рано — найденный объект может оказаться подлодкой типа «С» или «Л». Точные сведения будут получены только тогда, когда специалисты в Москве идентифицируют номера поднятых и доставленных в Севастополь оружия и приборов погибшей субмарины.

Благодарим за помощь редакцию «Крымской газеты», любезно предоставившую снимки для публикации
Никита КАСЬЯНЕНКО, Севастополь — Симферополь, Фото Андрея ЛУБЯНОВА и Владимира ПАСЯКИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ