А вот статистика, иллюстрирующая новые традиции: с начала года в области сыграно 5516 свадеб, в том числе 2437 — сельских. Хотя до Великого поста очень далеко...
В селе — свадьба. Шалаш на полтысячи душ, поставленный возле дома у дороги, ходит ходуном. В шалаше столы аж ломятся — есть что выпить, есть чем закусить. Гуляет все село, вместе с ним — прибывшие из ближних и дальних краев родственники, знакомые: от молодежи, от знакомых жениха и невесты, от родителей невесты, от родителей жениха. И те, без которых ни одна свадьба не происходит.
Не называю села, где пьют лошадиными дозами и потребляют все подряд, удовлетворяют аппетиты. Как в Теремцах Каменец-Подольского района, так и в противоположном от них Перерослом Белогорского района — везде, от края и до края области ежедневно пьют, едят, поправляются, на тяжелую голову вспоминают как гуляли-веселились. А иногда случается, что и на больничных койко-местах «продолжают» поправляться... Начинают в субботу, заканчивают в следующую субботу...
НЕ РАЗВОДИТЕСЬ, ПОКА РОДИТЕЛИ ДОЛГИ НЕ РАЗДАДУТ
Гости уже в тумане, им, наконец, как и тамаде, невыразительному человечку с претензиями на народный юмор, не «горько», пока еще говорят то, что думают. Слово для поздравления молодоженов предоставляется теще, которая, может, когда-то «...даже стакан чаю у зятя не выпьет». Натруженная на свекле женщина, совершенно утомленная подготовкой к свадьбе, обращается к жениху: «Вы — человек городской, не знаем, где вас наша Катя встретила, поэтому очень прошу: хоть не оставляйте ее до того времени, пока мы с папой все долги не раздадим». Захмелевший от счастья тесть, у которого и комбайн, и трактор в колхозе, рассказывает дядькам, что пару кабанов по два центнера, а то и больше, бычка на полтонны, всех кур-гусей, уток перерезал, весь сахар, полученный его женой за свеклу, на водку перегнал — есть три бидона по 40 литров и еще немного. Продолжает: оббивали пороги в колхозной конторе, и всю зарплату за 2 предыдущих года и за полгода вперед выходили, у людей наодалживали, чтобы только дорогие гости не были голодными и трезвыми...
А великое уничтожение всего, что хрюкало, жевало, кукарекало, булькало, шипело, продолжается. Кое-кто уже и забыл, по какому случаю сюда прибыл, допытывается у соседа, уважает ли тот его. Тут-таки и дети. Смотрят, что пьют, как закусывают директор школы, сельский председатель, учителя, председатель колхоза накручивают незабываемые впечатления на свой ум. Тамада уже совершенно распоясался, заставляет свидетеля, чтобы напился хорошей водки из туфелек невесты...
На следующий день у колхозных комбайнеров, трактористов головы болят и внутри печет огнем — спасу нет. Не до работы на широких полях — дружно и охотно идут к невесте поправляться. Сетует колхозный председатель: золотое время пропадает. А не пойдешь сам на свадьбу, так будет обида на всю оставшуюся жизнь. Не уважает, мол.
«ЧОМУ РОЗПЛЕТЕНА КОСА...»
Вот по такому, самому современному, сценарию разворачивается свадебная суматоха в наших селах. Когда он, этот сценарий «написался»? Старшие люди вспоминают, что не всегда так было. Пожилая Вера Дмитриевна Кравец из села Варивцы Городецкого района еще держит в своей памяти свадебные песни, которые обращались к караваю, к невесте, к жениху, к гостям. «Прийдіть, мамуню, нині, розплетіть мені косу. Як я дівою ходила, то я вас не просила. А тепер я вас прошу: розплетіть мені косу», — охотно выводит бабушка по просьбе корреспондента. Слушают ее женщины помоложе, приглашенные к разговору (те, которые еще с долгами не рассчитались), вздыхают, непрошеные слезы вытирают.
Почему, образно говоря, расплетена эта коса, которая веками заплеталась? В Варивцах (и не только в Варивцах) помнят, когда именно это все произошло. «При Брежневе», — единодушное мнение. Именно тогда кое-кто начал возвышаться над людьми. Достатком. И выставлял напоказ свое превосходство. Дом — самый большой. Машина — самая лучшая. Свадьба — самая громкая...
«А не пригласишь кого-то, так обидится. Как справляли свадьбу нашей Тане, так вспоминали — те, эти и вот-вот эти нас приглашали. Или, скажут, для родного ребенка пожалели потратиться по-человечески. Или, скажут, бедные, потому что ленивые. Можешь не можешь, а должен тянуться, равнение на более зажиточные семьи держать. Хотя, наверное, это все неправильно. Когда-то люди справляли свадьбу для молодоженов, а сейчас — для села», — говорит Мария Игнатьевна, доярка, жена шофера.
Иду на полевой стан, к механизаторам. О том же, о свадьбе расспрашивают. «Если о той, с которой только что вернулись, так и не спрашивайте. Потому что — «туман яром-долиною», — отвечают хором. Кое-кто и на работу не явился. Потому что до ветру бегает. А как было не пить? Хочешь не хочешь — должен. Вроде традиция такая. А кто против традиции, тому...
БОГ МИЛОВАЛ?
«Пока что, как говорят в народе, Бог миловал от массового отравления на свадьбе. Я и сам удивляюсь, что не повторились прошлогодние, позапрошлогодние драматические события, когда приходилось госпитализировать почти полсела, объявлять чрезвычайное эпизодическое положение. Где же хозяин возьмет такое холодильное оборудование, в котором разместились бы все яства. По хлевам, погребам держат. Колбасы, ветчина истекают жиром на солнцепеке, мухи летают. А единичные отравления таки имеют место. Кто сам спасается, кого приходится врачам спасать», — говорит Николай Коломиец, главный санитарный врач области. Собеседник вспоминает, что когда-то пора свадеб наступала поздней осенью, когда уже на полях было все убрано, после небольшого поста или накануне Великого поста.
А вот статистика, иллюстрирующая новые традиции: с начала года в области сыграно 5516 свадеб, в том числе 2437 — сельских. Хотя до Великого поста очень далеко... И таки не зря волновалась теща, просила молодоженов, чтобы не разводились, пока она с долгами не рассчитается. С начала же года расторгнуто 2610 браков, в т.ч. распалось 656 сельских пар. В основном — на первом году супружеской жизни разводятся. Такие же тенденции просматриваются и в прошлогодней статистике. Сегодняшние же тещи и свекрови, как убеждают всезнающие служители цифры, шли под венец, только тогда, когда уже на зябь было все перепахано. И не так, как их дочери и зятья. И семьи были крепче...
БЫЛО ДА СПЛЫЛО
«От изысканного, церемониального свадебного обряда остались только рожки да ножки. Разве что о перепое не забыли. Это когда гости жениха успешно преодолевают созданное им препятствие, идут к невесте пить и гулять», — убежден Виталий Кенц, заместитель директора учебно-методического центра Подолья. Где-то потеряли «дівич-вечір» (девичник), «порубочий вечір» (мальчишник), народные песни и танцы. Взамен — чужая музыка, чужой тамада, который как-то прибился к нашему берегу из грузинского фольклора. «Раньше на свадьбу приглашали только родственников, детей с собой не брали. Подрастающему поколению позволялось только смотреть, как взрослые справляют ритуал», — продолжает В. Кенц.
Его наблюдения совпадают с теми, которые имеет и высказывает для нас Таисия Стан, научный сотрудник Хмельницкого филиала института фольклористики НАН Украины: «Нанятые музыканты играют и поют, а все едят-пьют и краем уха слушают. Мне как-то пришлось побывать на свадьбе, где не спели ни одной народной песни. Даже ужаснулась. А было же, было. В свое время я записала от старожилов села Степановка Белогорского района сценарий свадебного обряда, настоящего действа, в котором участвовали все — молодожены, их родители, гости. Ныне же имеем какой-то потребительский подход к искусству. Лишь бы только хорошо выпить и немного закусить да кое-что послушать-посмотреть».
СЦЕНАРИЙ ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ
Оба собеседника, с которыми корреспондент встретился в разное время и отдельно, вспомнили про «Червону калину», ансамбль Виньковецкого районного дома культуры. Мол, по уже призабытым традициям этот самодеятельный художественный коллектив воссоздал свадебный обряд, в котором фольклорными жанрами воплощено чувство уважения к родителям, которые родили, вырастили, к труду приучили, стремлению супружеской верности, продолжению рода. Кто же, при каких обстоятельствах, когда востребует этот сценарий, поставит по нему свадьбу не на сцене, а в том же шалаше? Виталий Кенц уверен, что худруководители сельских домов культуры могут «оставить без работы» далекого от народных обычаев тамаду, и сами зарабатывать себе на жизнь. «Должен быть прагматичный подход к возврату подлинных традиций», — делает вывод
В. Кенц. Предостерегает от того, чтобы удариться в архаику: «Традиции нужно обогащать». Приятно удивляется, что корреспондента вдруг заинтересовала эта тема: «Как-то предлагал одной газете развернуть дискуссию о современной свадьбе, так сказали неактуально». Говорит тогда, когда впервые будет востребован упоминавшийся сценарий, не приглашенные на свадьбу не обидятся. Если у них вдруг возникнет желание разделить радость молодоженов без приглашения, смогут принять участие в действе. А им за это вынесут калачи. Это произойдет в одной из сцен забытого сюжета...