Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Терпимость как общественная норма

В Украине будет отмечаться Международный день толерантности
9 ноября, 2010 - 18:31
«ИСТОРИЯ ПРО ИСТОРИЮ» / ФОТО ЛЕНЬЯРЫ АБИБУЛАЕВОЙ

Через месяц в нашем государстве пройдет круглый стол по вопросам толерантности в мире и Украине. Его готовят Министерство иностранных дел Украины, Дипломатическая академия при МИД Украины. Мероприятие состоится в Международный день толерантности — 16 ноября.

В этот день по традиции в Европе и США проводятся акции, направленные против экстремизма, разных форм дискриминации и проявлений нетерпимости. К защите и распространению идеи толерантности в значительной степени приобщилась и Украина.

В течение ХХ и первых лет ХХІ века человечество осознало, что альтернативы мирному и гармоничному сосуществованию людей с разными взглядами, идеалами, цветом кожи, религиозной принадлежностью не существует.

Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения образовали систему общемирового сотрудничества ради мира и прогресса на Земле, взаимопонимания между государствами и народами с разным социально-экономическим и политическим устройством, консенсуса внутри обществ, особенно многонациональных и полирелигиозных, чьи правительства признают букву и дух Устава ООН. Таким образом, международное сообщество поставило целью продвигать институт общественной толерантности (терпимости).

Важным разделом в истории толерантности считают кромвельский период английской истории (ХVІІ в.). К тому времени среди разных пуританских сект, которые входили в армию Кромвеля, были две — индепенденты и левелеры, которые отстаивали интересы свободы и терпения. Согласно их взглядам, ни одно из утверждений не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения, существующие в обществе. Джон Солтмарш, один из защитников толерантности в эпоху Кромвеля, говорил: «Твои взгляды будут настолько же темными для меня, как и мои взгляды для тебя, пока Господь не откроет нам глаза».

В условиях религиозного плюрализма и религиозной толерантности в Англии было достигнут мир и всеобщая атмосфера милосердия.

Эпоха Просвещения (ХVІІІ в.), которую наделяют духом толерантности, породила очень опасный якобинский фанатизм рационалистического типа. Виднейшим представителем толерантности в те времена был Вольтер. Ему приписывают выражение: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но отдам свою жизнь, защищая ваше право высказать свою мысль». В этом афоризме — классическая теория толерантности.

Проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые существуют в демократическом обществе.

К сожалению, конец прошлого — начало нового столетия отметились многими «горячими» точками, которые зажгла именно нетерпимость — этническая, религиозная, политическая. Чечня, Нагорный Карабах, Южная Осетия, Боснийская война на территории бывшей Югославии... В последней именно ООН своей миротворческой миссией содействовала улаживанию конфликта.

Среди специализированных учреждений ООН, которые занимаются сферой развития гуманитарного сотрудничества, хочу отметить Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), которая через развитие межкультурных связей, распространение образования и грамотности, сохранение мировых культурных и природных памятников содействует большему взаимопониманию между разными народами, их культурами и ценностями.

Чтобы вписать идеи толерантности в кодексы международного публичного права, Генеральная конференция ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года приняла Декларацию принципов терпимости. Исходя из сложной ситуации, существовавшей на Балканах, на постсоветском пространстве, в ряде регионов Азии и Африки, 1995 год ЮНЕСКО провозгласила Годом толерантности. В соответствии с этим и по случаю 125-летия со дня рождения Махатмы Ганди индийский художник, писатель и дипломат Манмохан Сингх основал Международную премию «За распространение идей толерантности и ненасилия — 2000».

...70 лет назад по фашистской Германии прокатилась волна еврейских погромов, которые получили печальное название «Хрустальная ночь». Те страшные события положили начало Холокосту — одному из самых страшных преступлений против толерантности в истории человечества. Европа, пережившая Холокост, казалось, до последнего времени пыталась забыть этот ужасный эпизод истории. Слово «толерантность» на протяжении десятилетий украшало речи политических лидеров Старого Света. Помнят об этом и сейчас. Кстати, среди студентов и преподавателей литовских педагогических вузов будет вестись разъяснительная работа по Холокосту. На это США выделили 64 тысячи евро Литве.

В память о тех исторических событиях в 1996 году ООН предложила государствам-участникам ежегодно праздновать Международный день, посвященный терпимости, организовывая специальные мероприятия, ориентированные на учебные заведения и широкую общественность.

«Международный день толерантности приобретает особое значение с началом третьего тысячелетия, первое десятилетие которого Генеральной Ассамблеей ООН провозглашено Международным десятилетием культуры мира и ненасилия (2001— 2010). События, происходящие в мире в последнее время, требуют мобилизации усилий для борьбы против терроризма, расизма, массовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.

В Украине как в многонациональном государстве с разнообразием культур и религий терпимость к восприятию другого, иногда непохожего, является главным фактором внутренней стабильности и мирного развития», — говорится в документе Министерства образования и науки Украины, подготовленном к Международному дню толерантности.

Украинское общество и государство четко осознают гуманитарные вызовы и потребности ХХІ века. Они сводятся, с одной стороны, к необходимости координации усилий международного сообщества по решению неотложных проблем современности, а с другой — к необходимости осознания собственных национальных интересов, критического переосмысления международной действительности. Украина — многонациональное государство. У нас заложено немало потенциальных мин замедленного действия (крымскотатарская проблема, русский язык, размежевание страны на восток — запад и т.д.). Иногда некоторые из них подкладывают сознательно, чтобы сделать оружием политических манипуляций. Тем не менее, слава Богу, в нашей стране не прижились ксенофобские настроения. До сих пор именно толерантность и здравый смысл помогали избежать серьезных конфликтов.

Толерантность начинается с воспитания и государственной политики. Нельзя бороться с нетерпимостью, если государство само нетерпимо к своим гражданам.

Некорректная политика в сфере толерантности угрожает непредсказуемыми последствиями. Ведь во время переходного периода общество подсознательно ищет врага, на которого легко списать экономические или социально-политические проблемы государства. Такими «чужими» могут оказаться конкретные национальности или страны. В основном это зависит от внешней политики, которую декларируют те, кто при власти.

Толерантность во многом иррациональна. Она лежит не только в сфере разума, но и в психологии человека. Как бы мы ни старались, не удастся сразу изменить природу человека, в которой изначально заложено негативное восприятие «других».

Стремясь к добрососедскому сосуществованию, разные страны мира сталкиваются с очень похожим комплексом проблем. Европа была вынуждена их решать после распада колониальной системы и образования новых государств. Бывшие республики СССР — после развала Союза. Эти события произошли в разные годы, но привели к общим последствиям в глобальной социальной системе. В частности, в общественных отношениях, как один из факторов стабильности и безопасности общества, возрастала роль межнациональных, межэтнических и культурных взаимоотношений.

Скажем, впервые в истории Франции президентом страны избран этнический венгр — Николя Саркози. Впервые настолько высокий пост занял представитель некоренной национальности. И занял его на волне антииммигрантских настроений. Это свидетельствует не только о серьезных проблемах во французском обществе, но и о готовности их решать на основе толерантности.

Основой толерантности в странах Евросоюза, бесспорно, является идеология либерализма, которая в значительной мере сделала возможным объединение Европы. Пройден долгий путь — от идеи ассимиляции национальных меньшинств к мультикультурализму, то есть признанию за каждой этнической группой собственной идентичности. Именно такая политика терпимости отбросила много противоречий в европейском обществе.

Укрепление толерантности в европейских странах привело, правда, к неконтролируемой иммиграции из стран третьего мира. Это вызвало обострение внутренних конфессиональных проблем, но, с другой стороны, способствовало созданию рамок терпимости. Принимались законодательные акты и формировались ментальные черты, которые регулировали процессы толерантности.

Но вопрос не в наличии проблем, а в умении их решать. В современной Европе создается особое законодательное и социальное поле, в рамках которого будут найдены ответы на непростые вызовы современности.

В этого году в пятнадцатый раз будет отмечаться Международный день толерантности. Мы должны взглянуть на это понятие сквозь призму вопроса: кто мы и куда идем? Однако такое переосмысление должно произойти в форме уважительного отношения к точке зрения оппонента, и ответом должна быть аргументированная позиция, которая соответствовала бы критериям цивилизованности ХХІ века.

Влада ПРОКАЕВА, президент благотворительной организации «Благотворительный фонд «Одаренные дети — будущее Украины»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ