Около половины волонтеров Харьковского адаптационно-культурного центра, или коротко АКЦентра, сами являются переселенцами из Донбасса, говорит координатор программы по самозанятости для внутренне перемещенных лиц Галина Харламова. Сама Галина приехала в Харьков из Дружковки Донецкой области. Правда — еще в 2002 году, но хорошо помнит, как начинала с нуля на новом месте. «Именно поэтому я понимала людей, которые стали прибывать в Харьков весной и летом 2014 года, потеряв не только материальные вещи, но и социальные связи, из которых состояла предыдущая жизнь», — добавляет Галина.
ПРОСЧИТЫВАЯ СВОИ БИЗНЕС-ИДЕИ, ЛЮДИ НАЧАЛИ МЫСЛИТЬ ИНАЧЕ
Самым тяжелым весной 2014 года для Галины Харламовой было осознание невозможности поехать к 70-летним родителям, которые остались в Дружковке и отказались покинуть свой дом, когда уже начались реальные боевые действия.
«В Харьков приехала первая волна из Славянска, это было в апреле-мае 2014 года, и поскольку повлиять на ситуацию я не могла, а пассивно наблюдать за событиями было нестерпимо, то захотела помогать другим. Я встречала людей, которые прибывали сюда на автобусах, развозила их во временные помещения, была, так сказать, «менеджером по перемещению людей», — вспоминает волонтер. С середины августа 2014 года, когда стало понятно, что война не останавливается, Галина пришла в первый харьковский пункт для переселенцев, на «Станцию Харьков», где проводила 90 процентов своего времени, а позже — и «все 150», добавляет с улыбкой.
«Станция Харьков» первая встречала беженцев из Донбасса и помогала им с самым необходимым: от лекарств и одежды до поиска жилья, — объясняют соучредители волонтерского центра, подруги Евгения Левинштейн и Инна Ачкасова. — Потом в составе «Станции Харьков» возник АКЦентр, где часть волонтеров занималась социальной реабилитацией переселенцев, и считала, что это важнее, чем раздача гуманитарки».
Весной 2015 года Центр отделился в самостоятельную организацию, положив начало масштабной программе по самозанятости и переквалификации внутренне перемещенных лиц при поддержке Международной организации по миграции (МОМ). «Идея программы была именно в том, чтобы дать удочку, а не рыбу, и это полностью совпало с нашим виденьем. Людям предложили не деньги, а оборудование или переквалификацию после защиты их бизнес-планов, для их воплощения», — рассказывает Харламова.
Уже во время тренингов по подготовке написания бизнес-планов, изучения основ маркетинга, просчитывания своих бизнес-идей и перспектив у людей начались перемены в отношении к жизни. Координатор вспоминает: «Уже в начале программы часть людей созналась, что они начали мыслить по-другому за счет того, что услышали и узнали. Одна женщина сказала, что находилась как будто в коме и не понимала, как жить дальше, а после тренингов у нее «голова включилась». Для нее это стало импульсом, чтобы вернуться к активной жизни и работе».
После первого конкурса проектов 416 из 800 участников получили поддержку для старта в виде обучения на сумму 500 евро или оборудования на 650 евро. Еще 426 людей получили помощь во второй волне в конце лета 2016 года. Таким образом, почти половина из двух тысяч лиц, которые прибыли на программу, победили — тяжелую ситуацию, собственное отчаяние и разочарование, груз проблем. В АКЦентре это считают успешным показателем.
САЛОНЫ КРАСОТЫ, КОФЕЙНИ, КАРПЫ КОИ И КВАШЕНАЯ КАПУСТА
Историю каждого из 839 бенефициаров программы Галина Харламова переживала, как собственную, а об их успехах рассказывает с восхищением. Медик, который прошел курсы УЗД, и в настоящий момент работает в больнице в Дружковке, бывший спортсмен, который стал тренером по фитнессу, бизнесмен из Яблуневки под Константиновкой, который получил оборудование и теплицы для бассейнов и разводит карпов кои, а его жена-художница производит авторскую керамику в печи, предоставленной по программе. Трудно перечислить все сферы, где с 2016 года началась новая жизнь вчерашних переселенцев из Донбасса, прибывших в Харьков летом 2014-го.
Птицеводство, скотоводство и пчеловодство, салоны красоты и парикмахерские, фитнесс и сфера IT, ремонт и строительство, кофейни и пиццерии, горячие пирожки и курсы английского языка. «Процентов 50 из запущенных стартапов стали успешными, — констатирует Галина. — Если люди весной получили оборудование, а летом уже работали без убытков — даже это является достижением!» Из необычных стартапов Галина вспоминает кайтинг и обследование домов на теплопроводимость, а из самых успешных — переработка пластиковых бутылок на синтепон.
В офисе АКЦентра знакомлюсь с победительницей программы 47-летней Светланой Толпинцевой, которая работает здесь менеджером. Ее семья получила прицеп и аппарат для шинкования и квашения капусты. С мужем, сыном и кошкой Светлана выехала из Горловки летом 2014 года, оставив квартиру и собственный магазин бытовой техники. Наибольшим шоком для семьи стало то, что ближайшие друзья, с которыми вместе крестили детей и 15 лет ездили вместе отдыхать, теперь называют их «укропами» и угрожают сдать ополченцам, если кто-то из семьи вернется в свой дом.
«Достаточно трудно приходится, потому что нужно арендовать жилье, — рассказывает Светлана. — После спокойной, размеренной жизни нужно бороться за существование, муж пытается заработать где угодно, занимается таксированием, пошел на курсы массажа. Капусту мы производим с прошлого года». Ноу-хау Толпинцевых — это капуста с хреном, есть также с клюквой и гранатом. У производителей уже появились постоянные клиенты, которые оценили качество их продукции и не поддались на откровенный демпинг конкурентов.
Невзирая на пережитые трудности, Светлана не впадает в отчаяние и видит много плюсов в переезде в Харьков, потому что в большом городе есть больше возможностей. В августе семья провела неделю в лагере «Солнце в ладонях» в Старом Салтове по программе психологической реабилитации. А самым ярким моментом после переезда в Харьков стал футбольный матч на стадионе «Металлист» в сентябре 2016 года, когда дети переселенцев выводили команду донецкого «Шахтера» на поле, и 9-летний сын Александр вел за руку вратаря. «Я почувствовал себя богом!» — улыбается воспоминаниям мальчик. И эта радость не менее важна для новой жизни семьи, чем организация для бизнеса.
Екатерина Шуталева, психолог и гештальт-терапевт, волонтер АКЦентра комментирует: «Главная проблема внутренне перемещенных лиц в настоящий момент — это вторичная адаптация. Потому что у людей, которые остались жить на новом месте, нашли жилье и работу, сохраняется тревога о близких. Они выжили, но смысл жизни и ее ценность могут быть потеряны. И есть опасность потерять веру в себя, особенно если эти люди чувствуют себя в изоляции, не входят в социум, не заводят новых друзей, как бы не ощущая это место домом. Именно в преодолении этого барьера помогают такие центры, как АКЦентр».
ЦЕНТР ПОД УГРОЗОЙ
Инна Ачкасова ведет меня по коридору, в котором плотно стоят компьютеры, коробки с книжками-розрисовками, школьными наборами. Здесь есть комната психологической помощи, художественная мастерская, игровая комната, английский и компьютерный классы, оборудование, которое закупила организация Nova Ukraine, основанная в Сан-Франциско бывшим харьковчанином, инвестором и волонтером Ником Билогорским.
В художественной мастерской старательно выводят петриковские узоры два мальчика и «гениальная девочка Ганнуся», как зовет ее преподаватель по имени Ленчик Десюшка. Волонтер с восторгом демонстрирует рисунки, рассказывает о невероятных супругах из Луганска — сначала они отказывались рисовать, а затем «начали создавать шедевры».
«Люди сами не знают, на что они способны, пока не попробуют! Нужно их только подтолкнуть», — объясняет волонтер. Именно это умение подтолкнуть является ключевым для команды Центра. «Это территория понимания», — добавляет волонтер, объясняя, что на занятиях и тренингах собираются вместе переселенцы и местные жители, и это важный момент адаптации, на котором акцентировала внимание психолог.
Впрочем, теперь АКЦентр вынужден искать деньги для уплаты за аренду помещения, потому что доноры прекращают финансировать эти расходы с ноября. Такая же проблема появится и для «Станции Харьков», только с января следующего года.
Проект здійснюється за фінансової підтримки уряду Канади через міністерство міжнародних справ Канади.