«Нужно уважать свое образование, но о том, что у нас самое лучшее в мире образование, в других странах почему-то никто не знает. Очередь молодежи из других стран, чтобы у нас учиться, не стоит, даже учитывая то, что обучение у нас почти самое дешевое в мире»
Начало в № 61
СРЕДНЯЯ ШКОЛА
— Как родителям ориентироваться, в какую именно школу отдавать ребенка?
— В начальной школе, как и в детском садике, следует ориентироваться не на школу, а на учителя, который будет работать с ребенком. Что касается базовой школы, то она будет почти одинакова по всей стране, за исключением гимназической подготовки. А старшую школу следует выбирать, учитывая способности и наклонности ребенка а также предел досягаемости учебного заведения.
Мы вступили во время, когда изменение идей и технологий происходит быстрее, чем меняется человеческое поколение. Теперь уже человечество все время будет жить в эпоху перемен. Мы должны научить человека жить в этих меняющихся условиях. Сегодня даже в самом лучшем университете невозможно научить на всю жизнь. Это значит, что в школе, кроме базовых знаний, нужно давать возможность учиться самостоятельно, вырабатывать потребность и умение овладевать новой информацией, а также использовать приобретенные знания для практической деятельности. Именно на это и следует направлять перемены в образовании, новые программы, стандарты, а также готовить учителя, чтобы он работал в этом плане.
Нам следует перейти от чрезвычайно авторитарной педагогики к педагогике толерантности.
Такой переход нужен не столько для самой школы, сколько для нашего общества, чтобы оно могло стать демократичным, стабильным, чтобы в нем стала эффективной рыночная экономика. Потому что и современная демократия, и рыночная экономика нуждаются в ответственной личности. Поэтому и вводим в образовании все эти новации, потому что они пробуждают уважение к личности. Школа вместе с родителями должна предоставить ребенку возможность самого себя познать, саморазвиться и во взрослой жизни себя реализовать. Тогда и человек будет счастлив, и общество богатое.
Нам в Украине также следует сделать языковой прорыв, чтобы каждый выпускник школы свободно владел государственным языком, родным — если он иной, чем государственный, и несколькими иностранными. Мы не должны противопоставлять украинский и русский языки. Государственный — украинский, но мы не должны потерять знания русского. Все желающие должны иметь возможность его изучения. Один из 4-х базовых учебных планов предусматривает изучение с 5-го класса второго иностранного языка или языка национального меньшинства, то есть русского или какого-то другого. Раньше такое изучение закладывалось только в вариативную часть учебного плана, а теперь оно становится обязательным, если школа выбирает этот учебный план. Мы уже ввели изучение первого иностранного языка со второго класса, чтобы дети могли свободно общаться с миром.
— Все эти новации должны внедрить учителя. Готовы ли они к этому?
— Учителю нужно помочь осознать необходимость перемен и научить его работать по-новому. А также, конечно, предоставить возможность жить лучше, создать для этого надлежащие условия — поднять заработную плату педагогам, защитить в социальном плане, больше поощрять преподавателей морально. Учитель также должен понять, что он должен быть несколько другим. Его авторитет уже не может быть построен только на том, что учитель — это основной или едва ли не единственный источник информации о знаниях. При нынешних коммуникациях ученик старшего класса может знать больше, чем учитель. Ничего страшного в этом нет. Учитель сегодня должен сопровождать развитие ребенка, и именно на этом должен строиться его авторитет, а не на том, что он должен всегда знать больше, чем ученик.
— Но ведь это слишком сложно сделать...
— Легкий путь не означает лучший. Я наблюдаю за политиками, для которых все, что вокруг делается, — плохое. Часть политиков просто эксплуатирует неурядицы многих людей и сыплет соль на рану. Но ведь от этого рана не заживает. У нас в образовании много неладов, но если на этом только акцентировать внимание, мы никогда не достигнем успеха. Когда я впервые заговорил о компьютерах, мне говорили, что не до компьютеров, когда мела нет. Жизнь доказала, что я был тогда прав. Нам не нужно посыпать пеплом голову, потому что мы нормальный народ, развитая, высокообразованная нация. Нужно двигаться вперед, но, конечно, без лишней самоуверенности. Вот на последней коллегии министерства в Одессе некоторые заявляли, что у нас высшее образование самое лучшее, и нам ничего в нем не следует менять. Я в заключительном слове сказал, что нужно уважать свое образование, но о том, что у нас самое лучшее в мире образование, в других странах почему-то никто не знает. Очередь молодежи из других стран, чтобы у нас учиться, не стоит, даже учитывая то, что обучение у нас почти самое дешевое в мире. По 20 тысяч долларов в год платят за образование в самых лучших мировых университетах, а к нам и за тысячу долларов почему-то не спешат, во всяком случае из Европы.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
— Какая может быть политика государства относительно усиления позиции Украины на мировом образовательном рынке?
— У нас высшая школа неплохая, как и образование в целом. Есть критерии, по которым мы действительно являемся одними из лучших. Речь идет о сумме знаний, которую мы даем, особенно в средней школе. Но сейчас Европа существенно продвинулась вперед в установлении единого образовательного пространства для стран Европы. Наверное, вы слышали о Болонском процессе. До 2010 года в странах, присоединившихся к этому процессу (на сегодняшний день их около сорока), будут выдаваться кроме национальных, еще и по сути дипломы европейского образца, что будет признаваться в любой стране. Чтобы Украину зачислили к этому процессу, следует осуществить ряд перемен. Высшее образование следует сделать двухступенчатым — оставить степени «бакалавра» и «магистра», а степень «специалиста» ликвидировать. Возможно, степень «специалиста» заменим степенью «магистра инженерии», оставив степень «магистра наук». Также нам следует перейти на кредитно-модульную систему организации учебного процесса, которая бы предоставила возможность связать наше образование с образованием европейских стран. Это предоставило бы возможность нашим студентам, поучившись несколько курсов в Украине, поехать продолжать обучение, например, в Германии или Великобритании, а потом опять вернуться в Украину и зачесть выученные курсы за границей у себя в стране. Следует исправить ошибку десятилетней давности, когда техникумы ввели в схему высшей школы, а саму ее разделили на четыре уровня аккредитации. Наверное, следует вывести техникумы из состава высшего образования. Это позволит этой важной отрасли образования функционировать более эффективно и избавиться от критики со стороны Европы за «скороспелость» нашего высшего образования.
УЧЕБНИК И КОМПЬЮТЕРЫ
— Мы говорили о состоянии образования в государстве, но не коснулись такого больного вопроса, как рынок учебной литературы. На книжном рынке Киева есть много чего (и сделанного на европейском уровне), но учебной литературы еще не достаточно. В свое время некоторые издательства в советские времена практиковали издавать в большом количестве вспомогательную литературу. Если вы сегодня видите в продаже такие книги, как «Украина Incognita», «Две Руси», не возникает ли у вас желания дать им «рекомендательный» гриф для распространения объективных исторических знаний среди учеников и студентов?
— Хотел бы высказать слова благодарности вашей газете и главному редактору за то, что на страницах газеты есть постоянное и неконъюнктурное освещение проблем образования и науки. Газета отличается высоким интеллектуальным уровнем. Думаю, что именно за такой прессой в Украине будущее. Когда будет происходить переиздание двухтомника «Украина Incognita» и «Две Руси», то будут все основания для оформления ему статуса «пособия». Хочу отметить важность того, что сфере образования и науки «День» уделяет большое внимание. Я наблюдаю, как вы начали производить выездные разведки в учебные заведения. Я видел уже много интересных публикаций о разных аспектах деятельности образовательных коллективов, иногда в чем-то даже и лучших, чем у нас в столице. Если же говорить об учебниках, то до 1991 года Украина вообще не издавала учебники, кроме украинского языка и литературы. Мы могли принимать участие в разработке, но права издавать не имели, этим занималась Москва. В годы независимости было издано одно поколение учебников, сейчас издаем следующее поколение — в рамках 12-летнего образования. В этом году для четвертого класса будут все новые учебники, которыми дети на все сто процентов будут обеспечены. Наши учебники разные по качеству. Мы создали Институт учебной книги. Раньше была одноканальная апробация новых учебников, а теперь будет пятиканальная. Из пяти разных групп специалистов будут поступать независимые отзывы, на основании чего можно будет составить целостное представление о качестве учебной литературы. Денег всегда не хватало, но в прошлом году впервые нам вовремя, до 1 сентября, предоставили все запланированные 90 млн. на учебники. А в предыдущие годы даже одну треть денег не давали, а раньше — еще хуже.
На учебники для высшего образования выделяется где-то 6—7 млн. в год. Вузы должны в основном сами готовить и выпускать учебники, налаживать обмен. Министерство предоставляет только гриф. В последнее время учебников издается все больше. Ведущие вузы почти полностью себя обеспечивают учебниками. Например, Киевский национальный экономический университет. Практически по всем дисциплинам издали учебники и для своих студентов, и для библиотек. Очень хорошо, что появились льготы для книгоиздательства. Я смотрю, в Москве — уйма книг и учебников, там настоящий бум издания литературы. Мы сейчас создали страницу на сайте, где будет список учебников, изданных вузами, для того, чтобы можно было их заказывать. А что касается «Петровки», то жалко, что она одна. Потому что это приводит к высоким ценам. Мы способствуем тому, чтобы в каждой области был магазин учебной книги — нужно как-то сбивать цену. Я за то, чтобы каждый ребенок имел свой личный учебник и мог делать свои пометки. Учебник — орудие труда, и ребенок не должен переживать о том, какую ему поставят оценку за сохранение книжки. У нас появляется все больше людей, которые способны самостоятельно покупать учебники. Но нет льготного механизма для издательств, издающих учебники. А когда издательства имеют ограниченные возможности, то они издают ограниченный тираж. Отсюда — и завышенная цена учебника, попадающего в продажу. За четыре года моего пребывания на должности министра мы не увеличили стоимость учебника, несмотря на инфляцию. А в некоторые годы она составляла до 20%! Мы добились снижения рентабельности производства с 45% до 15%. Сейчас себестоимость учебника не превышает 5—6 гривен. Но это те учебники, которые направляются бесплатно в школы.
— В Украине где-то около 20 тысяч школ. Сколько они имеют компьютеров?
— Компьютеризацию школ мы начали несколько лет назад. В прошлом году впервые получили средств все сто процентов, и поставили в сельские школы (их немного больше шести тысяч) 1835 компьютерных классов. Сегодня компьютеризировано 54% школ в целом по Украине, 45% — сельских школ. Новой программой правительства предусмотрено обеспечение всех школ компьютерными классами. Это только первый этап компьютеризации, потому что если в школе больше тысячи детей, то одной школе требуется несколько компьютерных классов. На сегодня также осуществлена полная компьютеризация школ в Киеве, Ровенской области, приближаются к этой цели в Хмельницкой, Волынской, Львовской, Запорожской областях, городе Полтава. Вообще, компьютеризация — это забота местных бюджетов, государство же только помогает решить проблему.
4 марта Президент дал поручение принять меры относительно разработки целевой комплексной программы по обеспечению общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений современными техническими средствами обучения и наглядными принадлежностями по естественно-математическим и технологическим дисциплинам. Этими мерами предусматривается налаживание выпуска этих принадлежностей в Украине и предоставление средств учебным заведениям для их приобретения. Подобное положение о создании государственной программы «Учебное оборудование» имеем и в новой программе правительства.
С этого года впервые из общегосударственного бюджета начали финансировать программу «Школьный автобус», было выделено 33,5 миллиона. Эта программа осуществляется не для того, чтобы закрывать на селе школы, а для того, чтобы подвозить 247 тысяч детей, которые живут за пределами пешеходной доступности, к школам.
КАК НА ДУХУ...
— Ваше отношение к проблеме, которая очень широко сейчас обсуждается, это — церковь и образование. Что делается и что планируется в этом направлении?
— Я сторонник последовательного выполнения Конституции и ныне действующей законодательной базы Украинского государства. Я с искренним уважением отношусь к верующим людям и к тому или иному религиозному направлению, а также — к неверующим, ибо дело каждого — быть самим собой, и мы должны ценить человека как такового. Я хорошо помню свое детство. У нас на «покуті» стояли иконы. Бабушка с дедушкой всегда, когда вставали из-за стола после обеда, поворачивались к иконам и молились. Но отца как-то заставили, чтобы икон не было в доме. Я помню, хоть и был тогда еще маленький, как обсуждали эту проблему старшие. Дедушка и бабушка поняли сына, разрешили снять иконы. Но все равно, выходя из-за стола, поворачивались лицом к углу, где раньше были иконы, и клали крест. Моя семнадцатилетняя мама вместе с крестной, которая была на два года моложе ее, носили меня в соседнее село за несколько километров крестить, потому что в нашем церкви не было.
Я считаю, что мы должны знакомить ребенка с религиозными ценностями, которые апробированы в истории человечества и в современной цивилизации. Но в школе это делать нужно в рамках светских предметов. Согласно утвержденным стандартам базовой школы (для 5—12-х классов) в 5-х и 6-х классах как обязательный предмет во всей стране с 1 сентября 2005 года вводим предмет «Этика». Это будет светская наука, которую будут преподавать светские преподаватели. Но, безусловно, детям будут рассказывать о тех ценностях, которые исповедуют разные религии. Вместе с тем это не запрещает церквям приглашать детей к себе в воскресные школы (не в общеобразовательные школы, а в храмы). Знаний и умений лишних никогда не бывает.