200 книг из библиотеки «Дня» под общей редакцией главного редактора газеты Ларисы Ившиной нашли своего читателя в Хмельницком. Предприниматель Михаил Немов, как и пообещал («День», №197), подарил эту литературу областному центру. Вручение книг состоялось утром в читальном зале центральной городской библиотеки. Акция соответствовала привычной тишине, которая царит в заведении. Как-то непублично состоялось нерядовое мероприятие.
«Книги «Дня» отправлены во все 15 библиотек Хмельницкого», — сообщила специалист горуправления культуры Светлана Прокопенко. Чего-то подобного в истории муниципальных библиотек она не припоминает: «Было такое, что подарили на 500 гривен литературы. Еще местные писатели дарят библиотекам свои произведения». Она отдает должное Михаилу Немову именно за этот подарок: «Этих вещей, к сожалению, не было на полках библиотек города».
Сам меценат, вручая книги Светлане Прокопенко, сказал: «Если мы хотим помочь библиотеке, то мы это делаем». Корреспондент «Дня» принимал участие в этой «тихой» акции, а после этого пообщался с М. Немовым.
— Если бы акция по поводу вручения книг для широкого круга читателей была громкой, то этот ваш шаг, Михаил Николаевич, по-видимому, был бы воспринят как вызов местной власти. В городской смете 2006, к сожалению, не нашлось и гривни для пополнения библиотечных книжных фондов.
— Мне о смете ничего не было известно. Однако прежде, чем купить и передать книги «Дня» библиотекам, я поинтересовался: есть ли среди книжных фондов те же «Две Руси», «Війни і мир», «День і вічність Джеймса Мейса»?.. Выяснилось, что ни одного экземпляра нет. К сожалению, далеко не всем это доступно — купить книгу. Не для всех общедоступен интернет. Поэтому решил даже частично устранить существенный пробел в организации культурной жизни областного центра.
— Почему именно эту, а не какую-то другую литературу подарили?
— В свое время библиотека «Дня» стала для меня истинным открытием. Первой попала в руки книга «Війни і мир». История украинско-польских отношений нам, подолянам, очень близка. Пилявка, Старосинявский район — это адрес, по которому в 1649 г. началась освободительная борьба. Потом — коллизии отношений. Под обложкой этой книги нашел статью уважаемого профессора Каменец-Подольского университета Валерия Степанкова, других талантливых исследователей, писателей, философов.
Поэтому «Війни і мир» заставили меня найти ранее изданную «Украину іncognita» и, так сказать, активно наблюдать за издательским процессом в газете «День». Произвела впечатление книга «День і вічність Джеймса Мейса». «Возвращаюсь» к ней. Вот она, на моем рабочем столе. Почему-то думается, что Мэйс ушел от нас так рано потому, что принял близко к сердцу беду, пережитую Украиной. Также и его статьи, как говорится, написаны сердцем. И потом, ища объяснение всем нынешним украинским невзгодам, Мэйс вновь и вновь вспоминает Голодомор 1932—1933 годов.
Прошлое нас «догоняет»...
— В коллекции, подаренной городу, преобладает «День і вічність Джеймса Мейса».
— Считаю, что книга гражданина США Мэйса производит впечатление на того, у кого есть опыт украинской трагедии. Для меня лично этот скорбный опыт — семейный. Что касается времени, то он берет начало в далеком 1930-ом. В отношении пространства, так это — тогда большое, а ныне меньшее село Маначин Волочиского района. Там жил Игнат Дичко, мой прадед по маминой линии. Тогда, в 1930 м,его семью раскулачили, отправили в Сибирь — Черемховое Иркутской области. Из пяти его, Игната Дичко, детей Голодомор 1932—1933 годов пережили только двое.
Сын Игната Дичко Назар, мой дед, был репрессирован в 1937 г. За то, что был убежденным социал-демократом. Во времена Горбачева я обратился в соответствующую инстанцию и получил справку о реабилитации деда, посмертную...
Вот такой, видите, семейный опыт. Не весь, конечно же. В будничной суматохе меня иногда донимает больное воображение: как плакала прадедовская душа, когда активисты, — известные в селе бездельники — вывозили его из родной хаты... Его письменный стол, рассказывают, лет 40, а то и больше стоял в Маначинском сельсовете.
Родовая память распространяется на третье, самое большее — четвертое поколение. А какими были они, предки наших предков? О чем думали, где были, например в XVII веке? Чтобы «реставрировать» эту семейную память, должен знать, на каком историческом полотне они, далекие предки, как говорится, сеяли гречку.
В этом реставрационном процессе, в попытках выяснить, кто я такой на белом свете, помогают книги из библиотеки «Дня».
— Вы, Михаил Николаевич, и сами работаете над кандидатской диссертацией. Академик Тронько как-то рассказывал о своих впечатлениях от вашей работы в архивах.
— Была работа, как работа. Настроение отвечало атмосфере заведения, где хранится история. В архиве как будто фактически касаешься глубины веков. Документы волнуют, дают пищу для размышлений о том, что было, есть и будет.
К сожалению, история остается преимущественно делом историков. Массовое сознание не поддерживается. Грустно смотреть на происходящее в провинции: лучше, дескать, ничего не знать. И вот есть такая газета «День», есть библиотека «Дня» — высокая планка. «Взять» ее, эту планку, или обойти, сделать вид, что не заметил? Вот где вопрос вопросов.
В этом же ряду — подходы местных органов власти: «найти» деньги для массовых мероприятий или для пополнения библиотечных фондов? Альтернативы массовому мероприятию якобы нет. Никто же не думает о том, что концерты проходят, а книги остаются. Местная община берет тот продукт, который ей дают. Никому якобы и дела нет, что городская программа развития библиотечной системы на 2003—2006 годы провалена. Мы к этому привыкли, увязли в глубокой колее пустословия, суматохи, чинопочитания.
Чтобы думать, читать, нужно когда-то впервые приложить интеллектуальные усилия, взять в руки умную книгу.
— Вы, Михаил Николаевич, не из тех, кому, как говорится, принадлежит город. И все же находите возможности для благотворительной деятельности. И это не остается незамеченным. Вам вручены медаль Всеукраинского фонда восстановления выдающихся памятников историко-архитектурного наследия имени Олеся Гончара, орден II степени Национального фонда «Украина — детям». Зачем, извините, эти «лишние» расходы?
— Начинал обычным таксистом. И так называемым «челноком» был — среди первых в Хмельницком прокладывал торговый маршрут в Турцию. Наконец, есть свое предприятие по транспортным услугам, организации общественного питания. У меня, знаете, своя философия бизнеса: не оскудеет рука дающего. Помощь ближнему — это что- то, похожее на исповедь. Глубоко интимное дело. И не нужно ждать «спасибо» за это. Состояние — это испытание...
Неприятно и больно: для многих людей книга недоступна, много на свете обиженных судьбой детей. И рядом — равнодушные тертые дяди с золотыми цепями на шеях. Нисколько не сомневаюсь в том, что местная власть, может, и не должна выполнять программы преодоления бедности, культурного развития города. Для увеличения поступлений в бюджет есть множество возможностей. Вместо этого происходит ужасное социальное расслоение в общине.
— Так кто же вы — бизнесмен? Ученый? Меценат?..
— Я 47-летний Михаил Немов. Заявляю, что эта акция для библиотек Хмельницкого — первая, но не последняя. Буду и дальше дарить городу книги, которые еще выйдут в библиотеке газеты «День».