Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

ТИПИЧНАЯ ШВЕЙЦАРСКАЯ ГАЗЕТА — это прибыльное коммерческое предприятие

15 декабря, 2000 - 00:00


Рассматривая проблемы свободы прессы и ответственности журналиста, «День» (№216 за 24.11.2000) обратился к опыту решения подобных проблем в обществах с многовековым опытом демократического устройства (Алла Феофанова «Свобода прессы по-шведски»). Сегодня мы продолжаем цикл статей на эту тему, предлагая нашим читателям статью заведующего кафедрой организации массово-информационной деятельности Института журналистики Киевского национального университета им. Т. Шевченко Валерия Иванова.

Украина постоянно делает акцент на том, что она старается стать европейским государством не только по географическому признаку, но и по сути, по уровню развития экономики, материального состояния человека, по развитию демократии, то есть народовластия. Одним из основных признаков демократии является свободная пресса, независимая от влияния чиновников и финансово-политических группировок.

Для того, чтобы что-то строить, надо иметь четкое представление о проекте здания. Тем интереснее рассмотреть опыт цитадели западной демократии — Швейцарии.

Значительной приметой времени является возрастание значения журналистского образования для повышения качества журналистики в целом. По данным швейцарских коллег, среди практических журналистов: 40% закончили школы журналистики, 21% — соответствующие факультеты университетов, остальные — разнообразные курсы журналистики. О популярности профессии свидетельствуют высокие конкурсы на факультеты журналистики (приблизительно по семь человек на место). Но это и неудивительно. В больших газетах и телерадиокомпаниях не работает ни одного (ни одного!) человека, не имеющего журналистского образования. Более того, IV пункт Хартии качества швейцарских журналистов запрещает брать на работу людей без соответствующей квалификации. Это делается для «повышения качества журналистики». Интересна и система организации набора студентов, и обучение. Набор, в особенности в школы журналистики, проводится в несколько туров. Сначала все желающие присылают в адрес приемной комиссии материалы на заданную тематику. Потом комиссия приглашает тех, чьи материалы оказались лучшими, и дает им реальное журналистское задание: допустим, написать репортаж с выставки и т.п. И только тех, кто удачно выдержал второй тур, допускают к обучению. Само же обучение журналистов проводится на универсальной основе. То есть все изучают и радио, и прессу, и телевидение, и интернет-журналистику. Такой подход позволяет выпускникам свободно чувствовать себя при работе в любом средстве массовой коммуникации.

Интересен с точки зрения наших реалий и подход к языковым проблемам. Швейцария имеет четыре официальных языка: немецкий, французский, итальянский и ретороманский. Ретороманцы в совокупности составляют меньше 1% всего населения Швейцарии, но часть вещания идет на ретороманском языке, издаются газеты, книги, ведется преподавание в школах.

Характерный признак Швейцарии — толерантность к чужестранцам. Сейчас каждый пятый житель Швейцарии — иммигрант. Цифра более чем впечатляющая. Но когда недавно проводился референдум с предложением ограничить количество иммигрантов 18% населения страны, большинство граждан высказалось против. Причем медиа очень быстро реагируют на этнические изменения. Как только вследствие эмиграции из Косово в Швейцарии появились албанцы, сразу же стали транслироваться передачи на албанском языке.

Швейцария — это страна, проводящая активную внешнюю политику, в частности, в области печати. Специальная Дирекция по вопросам развития и сотрудничества занимается помощью заграничным странам в вопросах развития медиа, национальных меньшинств, науки, преподавания, культуры и т.п. Так, в Украине действует организация Про Гельвеция, которая сосредотачивается в основном на вопросах культуры. Действуют в Швейцарии разнообразные общественные организации, инициирующие обмены между Востоком и Западом, предоставляющие техническую помощь в развитии печати. Следует назвать Форум Восток — Запад, который возглавляет д-р Г.Добровольный. На Западе именно такие неправительственные, общественные, организации осуществляют проекты, направленные на налаживание партнерских связей между журналистами и вообще гражданами разных стран. Они организовывают разнообразные мероприятия как в Швейцарии, так и за ее пределами, служат местом подготовки, информации и консультаций при общей работе учреждений разных стран. В частности, Форум Восток — Запад собирает информацию о развитии демократии в постсоветских странах, организовывает стажировку украинских журналистов в Швейцарии, проводит разнообразные курсы, инструктажи, издает бюллетень и т.п. На протяжении нескольких лет этот Фонд проводит медиа-форумы, на которые приглашаются журналисты из Украины, России, Беларуси и других стран СНГ. Там, в свободных дискуссиях со своими швейцарскими коллегами, они могут не только понять западную точку зрения по вопросу свободы медиа, но и найти взаимопонимание со своими коллегами из стран бывшего Советского Союза.

И если проблемы, стоящие перед журналистами из постсоветских стран в принципе одинаковы, то увидеть швейцарские подходы к вопросам взаимопонимания между журналистами и политиками, бизнесменами, рядовыми гражданами очень интересно. В западных странах считается аксиомой желание журналистов и политиков как-то приблизиться друг к другу. И проблема здесь не только в процессе медиатизации политики, а и в том, что и те, и другие жаждут престижности и признания. Но намного труднее западному журналисту получить интервью у предпринимателя. Западные бизнесмены не гонятся за кратковременным успехом. Они, как правило, стараются избежать контактов с журналистами, потому что такой контакт — всегда риск для предпринимателя, так как он не знает, что будет его результатом: положительный или отрицательный материал напишет журналист.

Абсолютное большинство конфликтов в области медиа в Швейцарии возникает из-за неточного цитирования журналистами слов политиков или предпринимателей. Но такие конфликты решаются, в основном, не в судах, а за кружкой пива. Так как судиться с журналистами в Швейцарии, как и в других западных странах, дело очень рискованное. Во-первых, общепризнанно право журналиста всесторонне исследовать деятельность известных в обществе лиц и строить разнообразные предположения, во избежание злоупотреблений со стороны этих лиц (тезис прессы как сторожевой собаки демократии). То есть выиграть дело в суде против журналиста маловероятно. А, во-вторых, во время рассмотрения такого дела журналисты будут стараться представить политика или бизнесмена как врага прессы, что на Западе может привести к серьезным потерям, а иногда и к окончанию карьеры.

Конечно, причины такого высокого уважения к журналистике сложились исторически. Большинство швейцарских изданий имеют продолжительную историю. Например, одной из бернских газет «Бунд» уже исполнилось 150 лет, а гранду швейцарской журналистики «Нойе Цюрхер цайтунг» — 221 год. Последняя начинала свое существование как политический боевой листок, а сейчас это самая влиятельная швейцарская газета, почти шестая часть тиража которой распространяется за границей. Она полностью политически незаангажирована, финансово независима. Важно и то, что газета имеет настолько крепкие финансовые позиции, что не зависит и от возможных рекламных бойкотов. То есть «Нойе Цюрхер цайтунг» может свободно критиковать не только политиков, но и бизнесменов, не опасаясь, что те прекратят размещение рекламы в газете. О стойкости позиции свидетельствует и большая сеть коррпунктов «НЦЦ» за границей. В частности, в Украине ее интересы представляет молодая талантливая журналистка Астрид Коль.

Основную прибыль средняя швейцарская газета получает от размещения рекламы. Это составляет приблизительно 75% прибыли. Еще 25% дают продажа и подписка газеты. Исключение составляет такое массовое издание, как «Блик». Там соотношение прибыли от рекламы и подписки приблизительно 50 на 50. Затраты распределяются приблизительно таким образом: 25% — это затраты на редакционную подготовку газеты, 40% — на ее печать и 25% — на распространение. 10% остается как прибыль. Таким образом, типичная швейцарская газета — это прибыльное коммерческое предприятие, о чем украинским журналистам пока что можно только мечтать.

Интересно также и то, какие же новости прежде всего интересуют швейцарского читателя. Как и во всем мире, читатель газеты отдает предпочтение описанию событий в родной стране и местным новостям. Например, если раньше в газете «Бунд» 60% площади выделялось под освещение международной и общенациональной проблематики, а только 40% — региональной, то теперь, после проведения исследования читательской аудитории, 75% площади отдается рассмотрению вопросов регионального развития. Если посмотреть на проблематику, то приоритет предоставляется различным изобличениям. Причем, в этом случае газеты нередко вступают в конфликт с интересами рекламодателей.

Основными этическими нарушениями, могущими иметь даже правовые последствия, являются нарушения прав личной жизни и неправомерная конкуренция. При защите прав на личную жизнь большое внимание отводится вопросу, чьи именно права были нарушены. Есть общепризнанное в западном мире разделение на абсолютных публичных лиц (политики, чиновники, крупные бизнесмены, поп-звезды, известные спортсмены) и относительных публичных лиц (это те люди, которые привлекли внимание общественности не по своей воле, например, жертвы авиакатастрофы). При этом защита прав личности более жесткая, чем, допустим, в США. Журналист не только четко отличает факты от мыслей (это общепризнанное в мировой журналистике правило), но и, как правило, визирует интервью у собеседника, просит разрешения на публикацию фотографии, где есть изображение этого человека. В особенности четко это правило выполняется, когда речь идет о простых людях. Так, Совет по вопросам печати (это общественный орган, который следит за выполнением этического кодекса) осудил журналистов, опубликовавших фотографию человека в очереди за гамбургерами на каком-то празднике без его согласия. Оказалось, что сфотографированный в это время отпросился с работы по болезни, но решил пойти отдохнуть. У этого мужчины были из-за фотоснимка неприятности на работе, но были они и у журналистов, так как права личности были затронуты, и это реально ему навредило. Хотя, конечно, не следует идеализировать состояние дел с соблюдением права на личную жизнь в западных медиа, в частности, в Швейцарии. В массовой печати они во всем мире охраняются намного меньше, чем в качественной. Например, газета «Блик» обвинила родителей грудного малыша в том, что они довели его до смерти, потому что оставили летом в жару в закрытой палатке. Потом было установлено, что ребенок погиб вследствие врожденного порока сердца. Совет по вопросам печати осудил журналистов «Блика» за этот материал, но едва ли это помогло родителям ребенка, которых безосновательно обвинили в придачу к их семейной трагедии.

Под неправомерной конкуренцией в Швейцарии понимают случаи, когда слово предоставляется только одной стороне. Признаком качественной журналистики считается правило: обязательно предоставлять слово тем, кого подвергают критике.

Еще одной чертой западного общества является активное развитие интернет-изданий. Около 40% населения Швейцарии активно пользуется Интернетом, поэтому масштабы этого рынка очень большие и привлекательные. В швейцарском селе не редкость, когда люди во время обеденного перерыва просматривают в Интернете последние новости. Поэтому возникает большое количество как специализированных компьютерных изданий, так и он- лайн версий обычных газет.

В целом, анализируя состояние дел в швейцарской печати, надо отметить, что пресса реально отражает степень развития общества в целом. Украинские журналисты, как и их западные коллеги, стараются освещать события объективно и незаангажировано, но, в отличие от стран Запада, в Украине нет пока что ни экономических (это самое важное), ни правовых предпосылок для функционирования действительно независимой печати. И обвинять в этом журналистов — значит обращать внимание только на следствия, забывая о причинах.

Валерий ИВАНОВ, профессор, доктор филологических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ