Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Точка равновесия

Конфессиональные общины в Украине растут без применения силы
11 февраля, 2003 - 00:00

По сообщению заместителя председателя Госкомрелигий Николая Новиченко, сегодня в Украине 28567 религиозных организаций (в том числе — 27480 религиозных общин) 54 конфессиональных направлений. В 2003 году количество религиозных организаций увеличилось на 1423 единицы (5,7 %). Половину этого числа составляют православные общины, из которых 525 принадлежат к УПЦ МП. Эта церковь не только наиболее многочисленная (10040 общин), но и наиболее динамичная религиозная организация Украины.

Второй по количеству общин идет Украинская греко- католическая церковь — 3334 общины. Зарегистрировано 3196 общин УПЦ-КП и 1110 общин УАПЦ. Римо-католиков в Украине — 847 общин, баптистов — 2272, пятидесятников — 1366, адвентистов — 928, харизматов — 790, иудеев — 262, мусульман — 462 общины (в том числе 320 — в Крыму). Новейшие религиозные направления составляют 4,5 % от общего количества религиозных общин.

Количество культовых сооружений в Украине достигло 19112, увеличившись на 478 единиц, но при этом снизился показатель обеспеченности сооружениями нужд религиозных общин (только 72%). Иными словами, скорость роста количества общин превышает скорость строительства и реституции культовых сооружений. Единственной религиозной организацией, полностью обеспеченной храмами, является Закарпатская реформатская церковь. Сейчас в Украине строится 2232 культовых сооружения, среди которых 439 — при содействии государства. В Украине насчитывается 26000 церковнослужителей, среди них 704 — иностранцы.

На пресс-конференции говорилось также о принятии новой редакции «Закона о свободе совести и религиозных организациях». Господин Бондаренко отметил, что замечания и претензии, имевшие место со стороны религиозных организаций (в первую очередь, со стороны УПЦ МП и Союза евангельских христиан-баптистов) полностью учтены. Хотя некоторые церковные деятели, в частности, харизматичные лидеры, недовольны. Отвечая на вопрос, господин Бондаренко сказал: «Мы никогда не взяли бы на себя право вопреки Конституции ограничивать права религиозных организаций в области свободы религий, или например, вносить в законопроект положения, которые не были бы согласованы с религиозными организациями». Виктор Бондаренко отметил, что «пришло время предоставить Церкви как общественному институту право юридического лица, потому что у нас и до сих пор сохраняется практика советских времен, когда с одной стороны — государство, а с другой — религиозная община».

Представляя новую редакцию Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», заместитель председателя Госкомрелигий Николай Маломуж отметил: «Старый Закон был принят почти 11 лет назад. С тех пор принято множество государственных актов, включая Конституцию Украины. Украина присоединилась ко многим международным соглашениям и конвенциям. Это побуждало вносить соответствующие изменения в Закон. Определенных изменений законодательства требовали религиозные организации и сама жизнь. Это, в первую очередь, положение о предоставлении Церкви права юридического лица, о возврате церковного имущества, возможностях преподавания религии в общеобразовательных школах и вузах, о защите от деструктивных культов».

В заключение отметим, что, по словам господина Новиченко, в начале 90-х годов в Украине насчитывалось более 1000 «горячих точек», где происходило жесткое межрелигиозное противостояние. В 2002 году, несмотря на то, что до сих пор существует около 100 спорных объектов, не отмечено ни одного случая межрелигиозного противостояния с применением силы. В целом ситуация в религиозной жизни Украины стабилизировалась, и в нашей многоконфессиональной среде наконец установились, если «не мир и тишина», то, во всяком случае, определенное равновесие и уважение к общественному покою.

Обратим внимание на еще одно обстоятельство. Как показывают социологические опросы, количество общин далеко не всегда отражает истинное положение церкви, важным показателем которого является набожность и «воцерковление» паствы, участие этой паствы в церковной жизни. В спешке строятся и освящаются (без надлежащего архитектурного проекта и без фактической необходимости) церкви, которые потом стоят полупустыми. Приходилось бывать в сельских храмах, которые настоятели используют в качестве складских помещений, хранят там стройматериалы. А пастве, как и священноначалию, — безразлично. Так, может, нашим церквям, как бы динамично они ни развивались, иногда стоило бы расходовать средства не только на храмы, но и на детские дома, на приходские школы или приюты для стариков?

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ