Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тоннель под «Арсеналом»?

Архитекторы обсудили проект создания центра искусств в столице
15 июля, 2005 - 19:51

Еще зимой текущего года по поручению Президента Украины градостроителям было велено обратить особое внимание на старинное масштабное здание, которое ранее занимал завод «Арсенал». Расположенное неподалеку от Киево-Печерской лавры, сегодня это сооружение имеет весьма зловещий вид и уж никак не может считаться украшением исторической части столицы. Хотя и имеет статус Национального памятника архитектуры. Распоряжением Кабинета Министров, его решено передать из-под крыла Минобороны на баланс городской коммунальной собственности и переоборудовать в самых что ни на есть мирных целях, а именно: устроить здесь самый большой музей Украины.

Как прозвучало на недавнем Градостроительном совете при главархитектуре Киева, по распоряжению администрации города сегодня создана специальная комиссия, которая и будет курировать все работы по выполнению этой масштабной реконструкции. Ее работу возглавляет лично мэр. По словам докладчика — архитектора НИИ «Укрпроектреставрация» представляющего предпроектные предложения на Совете, господин Омельченко уже не раз его торопил, мол, где проект и когда будет готов. Возможно, поэтому представленная работа выглядела выполненной наспех. А потому вызвала горячий спор корифеев градостроительства, которые не могли остаться равнодушными к столь грандиозной предстоящей реконструкции.

Еще по приказу Петра Великого на этом месте был построен артиллерийский магазин и склады по хранению военной техники. В советское время здание было отдано под полусекретный завод по ремонту военной техники, официально выпускающий, к примеру, фотоаппараты. И понятно, что к изучению его как объекта истории и культуры никто не допускался. Эти работы начались только в январе текущего года, когда впервые заговорили о создании центра искусств. Предложенный проект предусматривает не только обновление старинного здания конца XVIII века с площадью помещений 28 тыс. кв. м, но и реконструкцию прилегающего внешнего двора еще в 8 тыс. квадратных метров. При подготовке иллюстрационных материалов проектировщики вспомнили примеры аналогичных реконструкций в мире — дворцов Англии, Франции и Ватикана, где сегодня расположены крупнейшие музеи мира. И признались, что в качестве основного документа на начало работы над проектом имели только составленный Министерством культуры список функциональных объектов, который утвердила Оксана Билозир. Ведь именно этой госструктуре памятник будет передан после полного окончания строительных работ. А именно, в указанном месте помимо экспозиционных площадей, должны располагаться киноконцертный зал на 1,5 тысячи мест, реставрационные мастерские, информационный центр, административный корпус, хозяйственные постройки, обеспечивающие функционирование музея и прочее. Словом, по определению архитектора Андрея Мирошниченко, настоящий объект позволит совместить музейный и административный центры в одних стенах. Однако градостроительное задание на проектирование должны составлять все же специалисты — архитекторы, а не чиновники от культуры.

Его мнение поддержали и другие архитекторы, которые отмечают, что с этой задачей не может справиться один профильный институт. Но пока для осуществления задания проектировщики предложили расширить подвалы, углубиться еще, таким образом, увеличив полезную площадь подземного пространства под «Арсеналом» и его двором. А дневное освещение экспозиционных помещений осуществить путем возведения стеклянных куполов. Таким способом, к примеру, частично освещаются залы Лувра. Для решения же транспортной проблемы предложено сооружение тоннеля.

Между тем в ходе обсуждения было сказано о том, что не стоит слепо повторять заграничный опыт. Как отметил архитектор Николай Жариков, подобные стеклянные «колпаки» — это не Украина, они разрушают ауру древнего Киева. Мнение общественности, говорит он, должно лечь в основу формулировки градостроительного задания. Возможно, здесь более уместно сделать музей под открытым небом.

Директор музея «Киевская фортеця» Вячеслав Кулинич (кстати сказать, здание «Арсенала» территориально входит в число музейных объектов), напомнил, что неподалеку находятся древние валы, причем практически в первозданном состоянии, только заросшие лесом. И если их почистить и соответственно оформить, Украина приобретет уникальный экскурсионный объект. К тому же, здесь сохранились достаточно большие подземные пространства, которые также можно использовать. Как отметил музейный работник, эти подземные пути сообщения сооружались еще по проекту, подписанному Петром I, и использовались вплоть до нашего времени как секретная транспортная схема. А жители того района даже вспомнили, как в советское время иногда вся Лавра дрожала — по-видимому, когда-то по подземным дорогам ходили целые вагоны, груженные военной техникой. Не секрет и то, что ныне здесь действует подземный лифт.

Не менее острый спор возник и по поводу расположения здесь музейных экспозиций. Было отмечено, что, к сожалению, Украина не относится к тем странам, которые долгое время накапливали шедевры мирового искусства. Скорее, даже наоборот: за последние годы вывозится немало. А большая часть из сохранившегося... пылится в запасниках, потому что демонстрировать это, по сути, негде — в последние годы во всей Украине музейные площади только сокращали. Однако идею свести сюда все самое ценное со всей страны профессор Украинской Академии искусств Лариса Скорик, к примеру, категорически отвергла. По ее мнению, из этого получится «псевдомузейная каша». В «Мистецком Арсенале» более уместно было бы оборудовать, к примеру, оружейную палату. Или отдать его под музей истории Киева. Это уникальное место несет в себе историческую функцию, а потому его судьба должна решаться на уровне государства.

Резюмируя обсуждение, главный архитектор Киева Василий Присяжнюк выразил мнение, что сейчас проектировщикам необходимо сосредоточиться на реконструкции старинного здания, которое находится в аварийном состоянии. А при выработке концепции создания центра нужно в первую очередь прислушаться к мнению хозяина территории. И не забывать о печальном опыте «реставрации» Золотых ворот — «после этого уже 25 лет над нами смеется весь мир».

Остается надеяться, что к работе по созданию «Мистецкого Арсенала» специалисты отнесутся без спешки, несмотря на форсирование событий «свыше». И выполнят ее не формально, на заказ. Чтобы потомки в очередной раз не назвали этот исторический объект «макетом в натуральную величину».

Наталья ЯРОШ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ