С Дмытра Павлычко началось в Украине то, что позже получило название «диссидентство». Имею в виду его поэтический сборник «Правда кличе», а в нем — славное стихотворение «Коли помер кривавий Торквемада» — первая в Советском Союзе публичная оценка Сталина как тирана и его доблестных соратников как «кривавих пастирів людського стада». Знаменательным было и окончание стихотворения: «Та вмер тиран, але стоїть тюрма».
Тюрьма стояла еще очень долго, и, живя в ней, Дмытра Павлычко не раз вынужден был ладить с тюремщиками, о чем ему неутомимо напоминают и те, кто имеет на это моральное право, и те, кто такого права не имеет, будучи активными носителями тюремного духа.
Что же касается Дмытра Павлычко, то он не забывал, что живет и работает для Украины. И стал одним из основателей Руха, сыграл важную роль в принятии Верховной Радой Украинской ССР — в качестве ее депутата, — Декларации о государственном суверенитете Украины, был настойчивым и в дальнейшей политической борьбе за укрепление независимости Украины.
И, правду говоря, меня удивляет неблагодарность кандидатского корпуса от так называемых демократических сил на прошедших парламентских выборах. Кого только они не напихали, простите на слове, в свои списки, а для Павлычко места не нашлось. Дмытру Павлычко — с его острым политическим мышлением, темпераментом, мощным словом. Вот кто мог бы давать «отлуп», как говорил Шолоховский дед Щукарь, крикливым пятиколонщикам! А иногда некому — тот дремлет, а тот отроду косноязычный...
Конечно, Дмытро Павлычко без дела не сидит. Вот в этом году, скажем, он заканчивает работу над своей идеей, вокруг которой сплотил коллектив исследователей, — издание «Антології документів українського державотворення» в 10-ти томах. Вскоре выйдут последние тома — благодаря финансированию, которое осуществляет Президентский фонд Леонида Кучмы «Украина». Это будет незаурядное событие в политической и культурной жизни нашего общества.
Но давайте не забывать, что Дмытро Павлычко — поэт! Впрочем, он не дает этого забывать — щедро создает поэзию и сегодня. Хотя не все его новые поэзии вызывают восхищение. Но будем справедливы — будем ценить не отдельные вещи, а целость его поэтического наследия. В литературе он — вестник шестидесятничества, которому, можно сказать, в определенной мере, прокладывал дорогу и своим гражданских запалом, и яркостью стилистики. А его сборник «Таємниця твого обличчя» — один из лучших образцов интимной лирики в украинской поэзии.