16 марта в Херсонской гимназии №1 произошел инцидент, который приобрел широкую огласку среди педагогов города. Накануне в 6-В классе, во время урока физкультуры одному из учеников одноклассники повредили мобильный телефон. На следующий день в школу пришли разбираться мать и тетя этого ребенка. Ввиду отсутствия директора гимназии конфликтом занимались заместители. Во время спора в учительской, куда вызвали классного руководителя 6-В Наталию Мамренко, женщине стало плохо. Вскоре ей вызывали скорую. Врачи диагностировали инсульт. После двух суток пребывания в коме Наталья Мамренко не пришла в себя и умерла 18 марта.
Инцидент долгое время не попадал в поле зрения СМИ. Однако родные умершей придали этой теме огласку, обвинив администрацию школы в том, что они довели коллегу до стресса. Что стало причиной нервного срыва и, как следствие, смерти Наталии Мамренко? Имело ли место доведение женщины до состояния перенапряжения ее коллегами? Вообще, можно ли говорить о чьей-то прямой вине? На эти вопросы теперь ищет ответы полиция. Мы же попытались собрать комментарии причастных к конфликту людей и других педагогов, составить объективное виденье ситуации, которая обрела общественный резонанс, и посмотреть на это с точки зрения общих проблем в системе образования.
РОДНЫЕ ОБВИНЯЮТ ШКОЛУ
Только через две недели после смерти Наталии Мамренко в местных СМИ появилось обращение сына умершей Максима Мамренко с просьбой к журналистам и общественности помочь наказать, по его мнению, виновных в смерти матери.
«Администрация (школы. — Ред.) не смогла принять меры по поводу разрешения конфликта, нарушила все нормативно-правовые документы (Положения об общеобразовательном учебном заведении, инструкции по охране труда, устав школы, коллективный договор, должностные инструкции, контракт, ЗУ «Об образовании», ЗУ «Об общем среднем образовании»), моральные и этические нормы, сорвав учебно-воспитательный процесс, что привело к смерти Мамренко Н. В.», — заявил Максим Мамренко.
В комментарии «Дню» Максим подтверждает свои слова и отмечает, что в школе пытались «замять» инцидент и откупиться, чтобы не разглашать о конфликте. Он также обратился к правоохранительным органам и в Министерство образования и науки Украины. Сын умершей требует «наказать всех участников конфликта», включительно с директором, которая в то время отсутствовала, и руководителем городского управления образования, который не поручил провести расследования инцидента.
ЧТО ГОВОРЯТ ОЧЕВИДЦЫ
В администрации гимназии №1 уверяют, что сотрудничают со следствием и открыты к комментариям для СМИ, которые заинтересовались инцидентом. По крайней мере, автору без препятствий удалось поговорить с участницей того разговора в учительской, заместителем директора гимназии Еленой Равкиной.
По ее словам, в тот день действительно состоялся разговор на повышенных тонах. «Родители обвиняли администрацию школы, что не досмотрели и допустили такой конфликт, требовали немедленно разобраться. Хотя за день до того конфликт был исчерпан, и родители того ребенка, который якобы повредил телефон, готовы были оплатить ремонт. К тому же мы объясняли, что школа не несет ответственности за материальные ценности детей. Да и разных подобных случаев, как и в любой школе, бывает много. Мы этот конфликт уже исчерпали», — говорит Елена Равкина.
Еще до разговора в учительской Наталии Мамренко было плохо, у нее болела голова, добавляет Елена Равкина. Когда родители ушли, Наталья Васильевна попросила отдохнуть и не возвращаться на урок. «После этого вызвали скорую, Наталью Васильевну забрали в реанимацию, — продолжает Елена Равкина. — Я понимаю чувства родных, которые утратили дорогого, самого близкого человека. Надеюсь, мы все дождемся результатов расследования, и никто не будет самостоятельно назначать виновных. Со своей стороны я понимаю их трагедию, ведь хорошо знала Наталью Васильевну, долго с ней работала. Но я рассматриваю этот инцидент как несчастный случай... Когда Наталью Васильевну госпитализировали, мы собрали некоторые средства на помощь в лечении, предложили ее сыну при свидетелях, но Максим отказался их брать». Такую же версию событий озвучивают и другие присутствующие во время конфликтного разговора в учительской 16 марта.
Начальник городского управления образования Юрий Никонов в комментарии «Дню» отметил, что по этому делу следствие проводит Нацполиция, а также комиссия, созданная при Госслужбе по вопросам труда. «Мы будем опираться на выводы расследования этой комиссии и полиции. И уже после них примем решение, нужно ли кого-то наказать», — отметил Юрий Никонов.
Следствие по делу смерти учительницы Натальи Мамренко проводят Нацполиция и комиссия, созданная при Госслужбе по вопросам труда. Они назовут причины и виновных в конкретной ситуации, но открытым останется ряд вопросов:
• как при таких условиях труда предотвратить профессиональное выгорание педагогов;
• как предотвратить их перезагруженность, ведь, к сожалению, часто они сами сознательно на нее идут, чтобы получить хоть более-менее достойный заработок;
• как правильно выстраивать отношения учитель — ученик — родители и определять границы ответственности каждой из сторон?
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ И ДОСТОЙНАЯ ОПЛАТА ТРУДА
Бесспорно, случившееся — трагедия. Трагедия для родных Наталии Мамренко, для многих коллег и учеников. Все они в один голос говорят о высоком уровне профессиональных качеств покойной, о ее человечности, любви к детям и ответственности на работе.
В то же время этот инцидент явно демонстрирует проблему условий труда и нагрузки современных педагогов. Нередко учителя работают сверхурочно. Та же Наталия Мамренко имела почти две полных ставки математика... В школе сохранилось заявление Натальи Васильевны об увеличении нагрузки. Очевидно, не от хорошей жизни педагог хотела добавить себе больше работы, чтобы, соответственно, заработать еще какую-то копейку. Опять-таки встает вопрос о достойной оплате труда учителя, которую даже после недавнего повышения «минималки» трудно назвать таковой. И если она даже справлялась с этой нагрузкой, она все равно была сверхурочной. Недаром же существует определенное количество академических часов, рассчитанное на одного учителя.
Однако и тут пришлось услышать несколько мнений по поводу профессионального выгорания. Та же Елена Равкина говорит, что профессия учителя сегодня невозможна без высокой стрессоустойчивости. «Слабые выбывают на старте, — считает Елена Равкина. — Без энтузиастов, без ощущения атмосферы школы, понимания детей, их проблем и особенностей в школе делать нечего. Наталья Васильевна проработала в школе 26 лет. И этот опыт уже подтверждает, что она была сильным профессионалом».
Подобной позиции придерживается начальник управления образования Каховского горсовета Михаил Гончар. По его мнению, учителя знают, куда они идут, загодя. А следовательно, жаловаться на сверхурочные нагрузки не стоит. Вместо этого, говорит Гончар, нужно правильно организовать рабочий день, не тянуть работу домой. Да и после повышения минимальной заработной платы, считает чиновник, учителя даже с небольшим опытом уже получают неплохую зарплату.
«ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ ЗА ВСЕ И ОДНОВРЕМЕННО?»
Но большинство собеседников, особенно среди молодых активных учителей, не разделяют мнение Михаила Гончара. Срабатывает принцип: чем больше можешь, тем больше нагружают, говорят они. То есть когда администрация видит, что ты «и рисуешь, и танцуешь», на тебя вешают с десяток направлений, которые должны быть выполнены идеально, чтобы школа имела высокое место в рейтинге. И если дирекция бредит первыми местами во всех конкурсах и соревнованиях, учиться становится просто некогда.
«Школьная жизнь не отпускает ни дома, ни в выходные. Множество внеклассных мероприятий, олимпиады, проверка тетрадей, дополнительные занятия со слабыми учениками, консультации с детьми в соцсетях, подготовка к ВНО, хоть какая-то научная работа. Времени на нормальный сон едва хватает, не говоря о полноценном отдыхе и личной жизни, — комментирует один из херсонских педагогов, который просит не называть ее имя, чтобы в школе не было проблем. — А если ты еще и классный руководитель, то это вообще трудно описать. На тебе куча бумажной работы, воспитательные мероприятия, рейтинги, педсоветы, журнал, подготовка к личным учительским конкурсам, общение с родителями, наблюдение за питанием... В классе в среднем 30 детей, и каждый хочет твоего внимания. Иногда думаешь, что еще немного — и поедет крыша. А когда готовиться, собственно, к урокам? К урокам, на которые нужно, кроме конспекта, раздаточный материал, наглядность, какую-то оригинальность добавить, а не просто переписать из сборника. И все это за свои деньги, потому что на канцелярию никто дополнительно не выделяет. В данном случае я не жалуюсь, а говорю о реалиях. Да, учитель знает, на что идет. Но почему учитель должен отвечать за все и одновременно? Иногда удивляешься программам, которые готовят в министерстве. Кажется, что эти люди не имеют ничего общего с реальной школой. Да, нам всем нужно расти, внедрять новые методы, формы работы. Но невозможно все делать в один момент. Тогда теряется одна из главных задач школы — дать основательные знания».