Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ТРЕТЬЯ РУИНА

19 мая, 2001 - 00:00


«День» продолжает публиковать мнения по поводу итогов десятилетия украинской независимости. Предлагаемая статья, со многими формулировками-лозунгами которой можно спорить, на наш взгляд, показывает, что все-таки значительная часть граждан как минимум не испытывает воодушевления относительно десятилетия независимости государства. Возможно, они считают государство не вполне своим (хотя несколько шансов — выборов — сделать его «ближе» за эти десять лет было). Однако не замечать этого — по меньшей мере легкомысленно. Стоит хотя бы обратить внимание на Молдову и на незыблемые рейтинги КПУ.

Так что же это за держава такая, Украина, которая не думает о своей же собственной прибыли?

Гетман Иван Мазепа

После распада Советского Союза восточнославянские государства продемонстрировали различные стратегии государственного строительства. Беларусь сохранила советский образ жизни и не разрушила дикой приватизацией экономику. Россия создала гибридный режим бывшей номенклатуры с новыми «демократами» и олигархами, перешла к рыночным отношениям с элементами свободы слова и печати. В Украине наметившиеся преобразования первых лет независимости сменились контрреформами, известными в отечественной истории как Руина.

ЧЕРЕДА КОНТРРЕФОРМ

Руина — период украинской контрреформации с характерной междоусобной борьбой за передел собственности с упором на «многовекторную» внешнюю политику, когда тактические задачи борьбы за власть доминируют над стратегическими целями становления государственности. В первую Руину или постхмельнитчину шла борьба за место вытесненной шляхты и её собственность с опорой преимущественно на Османскую империю. В результате от «руины» татарской, турецкой, польской, московской и украинской междоусобной народ уходил из Правобережной Украины в вольную Слобожанщину. Вторая Руина после Центральной Рады, позвавшей «против большевистской орды немецкое войско», характеризовалась небывалой анархией и междоусобной борьбой за передел царской собственности между «белыми», «красными», «зелеными», «жовтоблакитными» и «гуляй-полем», эмиграцией многих украинцев в дальнее зарубежье. Третья Руина началась в конце ХХ века через несколько лет после провозглашения независимости. Каждая из Руин сопровождается отказом власти от опоры на собственный народ и ориентацией на внешние силы. Об этой национальной тенденции с горечью писал Владимир Винниченко.

«Современная» Третья Руина является самой опасной в украинской истории. В державе правит бал аморальное «гуляй-поле», пронизанное радиацией атеизма и казнокрадства. В опьяненной свободой стране идет междоусобная борьба корпоративных группировок за передел советской общенародной собственности с опорой на «многовекторную» внешнюю политику протянутой руки. От низкого уровня и качества жизни естественная убыль населения превышает число погибших на исторических отечественных полях междоусобной брани.

«ЭЛИТА В ЗАКОНЕ»

Лидером украинской контрреформации выступает отечественная «элита в законе» — маргинальная социальная прослойка, всплывшая на поверхность общественно-политической жизни за годы «самостийности». Полученная сверху независимость при дефиците пассионарности способствовала вхождению во власть физических лиц без моральных ограничений. «Элита в законе» стремится к имитации деловой активности и приобретению государственных степеней отличия (правительственных наград и званий), которые «повязывают» её с властью и таким образом создают гарантию безнаказанности и пожизненных материальных благ. Благоденствие «элиты в законе» обусловлено преступным бизнесом на государственных ресурсах, «нецелевым» использованием западных кредитов и подворовыванием российского энергетического сырья. «Элита в законе» вынуждена функционировать в условиях открытого общества и экономики, что умножает непредвиденные последствия её некомпетентности. Понятие «демократия» в соответствии со старой большевистской традицией используется корпоративными группировками в качестве булыжника в борьбе за власть. Украинские националисты, представленные в основном интеллигенцией в первом поколении, пошли не в народ, а на союз и обслуживание партии власти.



«Элита в законе» превратила независимость Украины в нескончаемый праздник или «пир во время чумы» для «корешей» по партии власти. Её широкая грудь усеяна многочисленными медными знаками разных степеней мудрости и святости. Судя по проливному дождю наград, даже на земле Древней Палестины не было столько мудрых и святых, не говоря уже о современной Европе. «Золотая», кристально чистая и прозрачная как граненый стакан «элита» строит в виртуальном пространстве воздушные замки европейской интеграции, раздает собственность приближенным и сама успешно «пашет» на нивах приватизации. Незаменимые «буревестники демократии» стали реальными гарантами преступного бизнеса на государственных ресурсах. В этой связи хотелось бы отметить десятую годовщину независимости «элиты в законе» от украинского народа учреждением особого знака отличия — Заслуженный мародер Украины.

Пора честно признать, что в «самостийной» Украине победила власть мародеров. Не бандитов с большой дороги, ставших сегодня, увы, повседневной реальностью. А внешне благопристойных граждан, каковыми могут быть представители политических и деловых кругов, науки и других слоев общества, которые тихо и подло грабят государство и народ, присваивая и приватизируя то, что им не должно принадлежать: власть и должности, заводы и колхозы, ученые степени и звания, чужие мысли. Это самая большая трагедия украинского общества.

«Элита в законе» может существовать только в атмосфере шкурных интересов, а реальная ненависть к таланту до поры до времени скрывает собственную неполноценность или страх превратиться из «дюже гарных» выдающихся деятелей в ничтожные величины. Украинская «элита в законе» представляет реальную угрозу ценностям западной демократии и смертельную опасность для государственности.

Третья Руина характеризуется полной подменой реальной географии мифологической. Власть, игнорируя геополитические, социокультурные и конфессиональные рубежи, устремилась к «общеевропейскому дому» и стратегическое партнерство с Соединенными Штатами. Учитывая, что Западная Европа в военно-политическом отношении является «вассалом» Америки, Украина выбрала государственную модель «вассал вассала» в обмен на лояльность и кредиты.

Мифологическая география Украины тиражируется в таких понятиях как «великая европейская держава», «мост между Западом и Востоком». Утраченное геополитическое положение подменяется мифом об Украине как центре в геоэкономическом пространстве Европы. В мифологической географии плодятся многочисленные стратегические партнеры, создаются «мыльные» межгосударственные объединения, прокладываются энергетические мосты, транспортные коридоры и Великий Шелковый путь. Что свидетельствует и об отсутствии элементарной географической культуры. Достаточно взглянуть не на карту, а на глобус, чтобы убедиться, что кратчайшее расстояние между Пекином и Берлином проходит через Россию и Беларусь.

Сложился миф об интеграционной роли «авторитарной» Белоруссии в восточноевропейском пространстве и о «демократической» Украине, устремленной в «общий европейский дом». Как это ни парадоксально, но реально наибольший «экономический» вклад в сближение восточных «братьев-славян» внесла украинская власть. При реализации лозунга «Запад нам поможет» она уже выполнила задачу со знаком наоборот, то есть внесла выдающийся вклад по росту люмпенизированных низов, которым воистину нечего терять. Еще никогда за последние десятилетие Украина не была так далека от намеченной цели европейской интеграции как сегодня и наоборот, так близко к своим восточнославянским братьям. Даже Россия, казалось бы, вырвавшаяся вперед, «нажала» на тормоза и вплотную приблизилась к Украине и Беларус и. Сегодня можно говорить не о старшем и младших братьях, а о «сиамских близнецах», рожденных в муках крупномасштабной имитации реформ и модернизации общества. По иронии судьбы, если левые партии выступают за братский славянский союз по любви, но немощная власть реально создала условия для «брака» по несчастью . Стратегия «Запад нам поможет» трансформировалась в культурно-политическое дистанцирование восточнославянских стран от Запада.

Среди восточнославянских братьев Украина стала самой передовой страной рыночного фундаментализма, основанного на аморальном «бизнесе» на государственных ресурсах. Попытка с помощью многовекторной политики протянутой руки выгодно продать «геополитическое положение» Украины закончилась его полной утратой (добровольный отказ от статуса ядерной державы, разграбленный морской флот, упадок экономики и морали, одичавшее информационное пространство).

НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ РЕСУРС

Почему Украина стала страной упущенных возможностей? «Троянский конь» становления украинской государственности был заложен с первых дней независимости. Вместо того, чтобы увидеть, что есть на самом деле, в основу строительства государства были положены мифы, большинство которых сводились к поиску простых решений. Самым невостребованным и дефицитным ресурсом в Украине является бескорыстный патриотизм, самоотверженный труд и другие источники человеческой энергии, без которых невозможны любая социальная система и становление государственности.

Как легко дойти до самодовольства, повторяя, что Украина — пуп земли — здесь расположен географический центр Европы и разгуливают «последние оплоты демократии». Но все это пустая болтовня, если нет соотнесения с европейскими ценностями, отсутствует понятие цивилизованной формы. Один из «отцов» открытого западного общества сказал по этому поводу: «Будущее еще не существует, и именно это обстоятельство налагает на нас огромную ответственность, так как мы можем влиять на будущее, можем приложить все силы, чтобы сделать его лучшим. Для этого мы должны использовать все, чему научились в прошлом. А один из важнейших уроков прошлого состоит в том, что нам следует быть скромными».

Украина — страна де-юре, а де-факто — необходимы время, стратегическое видение и политическая воля для государственного строительства. Украина не хуже и не лучше другой Европы. Чтобы обустроить собственный дом, надо жить своим умом. Геостратегия умеренного оптимизма основывается на уверенности, что у европейского народа образуется критическая масса личностей в политике, бизнесе и науке, способных зажечь «искру зажигания» потаенного богатства энергонасыщенных рубежей многомерного коммуникационного пространства Украины.

Владимир ДЕРГАЧЕВ, профессор, доктор географических наук, Одесса
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ