Планировать отдых за границей сейчас надо очень тщательно, проверять все — от покупки билетов до бронирования отеля, а еще обязательно учесть международные рекомендации по заграничным путешествиям из-за коронавируса. Это первое, что приходит в голову после изучения истории о задержании наших туристов в Греции. Напомним, что в субботу вечером 17 украинцев вылетели двумя рейсами из международного аэропорта «Борисполь» (Ryanair) и аэропорта «Киев» (Wizz Air) в Афины. Во время прохождения паспортного контроля в столице Греции всем было отказано во въезде в страну. Среди задержанных — 15 взрослых и двое детей.
В комментарии «Общественному» заместитель начальника управления консульского обеспечения Елена Яловая рассказала, что ситуация находится на контроле руководства МИД, департамента консульской службы и посольства Украины в Греции. Утром 5 июля украинцев обеспечили средствами первой необходимости. Вернуться домой наши граждане смогут ближайшим рейсом «после решения всех вопросов» (предположительно, 7 июля).
АФИНСКИЙ «ПРАЙМ»
В МИД сразу отметили, что речь идет не о задержании наших граждан, а именно об отказе в пересечении границы. Греция, к сожалению, для наших туристов пока закрыта. Но общество возмутило не только это, но и «прием» в афинском аэропорту. Украинцев отвезли в полицейский изолятор на территории аэропорта. В камерах оказались не только взрослые, но и дети. У них отобрали все вещи, людей оставили без еды и воды. Попить наши граждане смогли на вторые сутки. В понедельник бабушку с внуками выпустили прогуляться, а остальным задержанным позволили выйти купить продукты.
Практически это был третий день задержания. От государства, которое считается колыбелью демократии, хотелось бы ожидать хотя бы минимального проявления гостеприимства и человечности. А от нашего консульства — быстрой реакции на экстренную ситуацию. Тем более что отслеживать подобные инциденты и помогать гражданам Украины, оказавшимся в трудном положении за рубежом, это прямая обязанность консульских служб. В идеале консулы должны были быть в аэропорту еще в субботу.
Но вернемся к юридическим тонкостям. Почему украинцы смогли вылететь из Украины в государство, въезд в которое сейчас запрещен? Один из туристов в комментариях «Цензор.нет» описывал, что документы пассажиров тщательно проверяли в киевском аэропорту. Не известно, расспрашивали ли о цели поездки, но так или иначе полет состоялся.
«Возможно, это какие-то коррупционные моменты при пересечении границы, в принципе пограничники не должны были их выпускать из Украины, — считает глава Всеукраинской ассоциации туроператоров Игорь ГОЛУБАХА. — Вероятно, был какой-то обман, люди говорили, что едут не с туристической целью, а для лечения или еще что-то. С этим должны разбираться правоохранительные органы».
Как выяснилось, одна из туристок — студентка, она должна была лететь во Францию ??через Грецию для обучения. Сейчас консульство Украины в Греции вместе с представителем французской полиции в Греции выясняет вопрос о наличии оснований для дальнейшего путешествия нашей гражданки.
КТО МОЖЕТ ПОПАСТЬ В ЕС?
Обучение как раз позволяет пересечь границу ЕС украинцам. Заметим, что с 1 июля ЕС частично открыл свои границы для стран, не входящих в Евросоюз. Пересечение границы разрешено только для отдельных категорий: тех, кто путешествует с целью обучения; моряков, которые направляются на корабль; граждан, путешествующих по территории ЕС транзитом, а также высококвалифицированных работников третьих стран, если их занятость необходима с экономической точки зрения и работа не может быть отложена или выполнена за рубежом. Также сохраняется разрешение на въезд для категорий жителей Украины, которые до сих пор подпадали под исключения, в частности членов семей граждан ЕС; тех, кто имеет вид на жительство в ЕС или аналогичный документ; сезонных работников; дипломатов и т.п.
Для украинских туристов пока открыта только Хорватия. Но в МИД Украины напоминают, что покупка билета на рейс — это еще не разрешение на пересечение границы. Почему этим пренебрегли перевозчики, непонятно, хотя такие непродуманные шаги влияют на репутацию Украины.
Как заявил заместитель министра иностранных дел Украины Евгений Енин во время брифинга 6 июля, инцидент с украинскими туристами в Афинах произошел по вине авиакомпаний-перевозчиков: «Указанный инцидент произошел из-за некоторых ошибок в работе двух авиалиний. Соответственно, обеспечение питанием и транспортировка в Украину будут осуществлены за счет указанных авиалиний. Сейчас украинские граждане в Афинах находятся на постоянном контакте с консулами. Им предоставляют всю необходимую помощь и средства гигиены».
Хорошо, что государство все-таки подставило плечо. Игорь Голубаха добавляет, что о «закрытой» Греции украинцев предупреждали медиа и интернет-ресурсы для туристов, поэтому не стоило пренебрегать официальной позицией ЕС. Также он советует проверять информацию на специальной интерактивной карте МИД, на которой четко указано, какие страны открыли для нас границы, для каких именно категорий граждан, с какой даты и на каких условиях.
«ЛЮДИ ИЩУТ ДЕШЕВЫЙ ОТДЫХ, НО СЕЙЧАС НЕ ТОТ СЛУЧАЙ»
Руководитель туристической компании «Киевские фрески» Анжела САВЧЕНКО отмечает, что следует принимать во внимание, как добрались туристы до Греции — покупали билеты на рейс самостоятельно или через туроператора, тогда зона ответственности будет другой.
«Поскольку речь идет о небольшом количестве лиц, то, скорее всего, покупали билеты самостоятельно, — считает пани Анжела. — Все знали, что Греция не пускает туристов из Украины. Как авиаперевозчики могли везти людей, если границы закрыты? И виноват не только перевозчик. Виноваты и люди, никто над ними не стоял и не настаивал, что надо ехать. Честь и хвала нашим туроператорам, что они ориентируются в ситуации в мире и не продают то, что нельзя продавать. Этот момент важен. Люди ищут более дешевые варианты отдыха, но сейчас не тот случай. Если определились, что летите самостоятельно, то надо через сайт МИД, который сделал прекрасную карту, проверить всю информацию. Не думаю, что это скажется на репутации страны, потому что мы не одни такие, это, скорее всего, скажется на репутации перевозчиков, они подставили себя, продавая рейсы в страну, зная, что людей не пустят».
По словам руководителя туристической компании, наши граждане теперь могут обращаться в авиакомпанию, выставляя ей материальные претензии. Но при такой особой ситуации в мире лучше пользоваться услугами проверенных турфирм, советует пани Анжела: «К счастью, такие у нас есть. Они точно сориентируют, куда можно лететь, а куда нет. А в случае, если случится недоразумение, то на них можно в суд подавать, через страховые компании, требовать возмещения за невыполненные обязательства».
В свою очередь МИД еще раз напоминает, чтобы украинцы планировали поездки за границу «исключительно после получения из официальных источников актуальной информации о возможности / порядке въезда в ту или иную страну». Возможно, МИД следует подготовить отдельную памятку-инструкцию для выезжающих за границу, как действовать в случае форс-мажорных ситуаций, особенно когда полмира под замком, а возможности для коммуникации могут быть ограниченными. Во всяком случае, это история об ответственности всех причастных сторон: консульских представительств, туроператоров и граждан в частности.