До празднования своего юбилея ученый не дожил четырех лет, и именно поэтому «личное» знакомство с ним, наверное, лучше всего начинать с экспозиции выставки. Самые интересные материалы — это фотографии. Например, у нас есть возможность стать свидетелями запуска хоть и маленькой, но настоящей ракеты. Ее будет запускать ученик Александра Антоновича, который так же, как и его учитель, увлекается всем, что можно заставить летать. На значительном расстоянии затаили дыхание зрители, кажется, что на это событие они собрались всем селом. В экспозиции выставки прямо под самим потолком — небольшая действующая модель воздушного шара. На фотографиях мы видим открытый и закрытый бассейны школы, школьный дендропарк на 2000 деревьев, компьютерный класс, созданный в начале 60-х, прибор для оценивания знаний «Ромашка» (1965 год), который сегодня воспринимается прообразом современной идеи тестирования знаний, самодельный маятник Фуко, а еще — фонтан «Колос», начинающий работать от хлопка в ладоши. Этот фонтан, как и другие технические новинки, должен был психологически готовить детей села Сахновки, что на Черкасчине, к восприятию техники в жизни человека как чего-то само собой разумеющегося и необходимого. Александр Антонович пытался создать в селе такую школу, чтобы, по его словам, дети росли в ней мыслящими, работящими, благодарными, влюбленными в свой край, чувствительными к добру и красоте.
В Сахновской школе Александр Захаренко проработал почти сорок лет. Там он создавал свою Авторскую школу, там он взлелеял в мечтах и выстроил со всей общиной села уникальный учебно-воспитательный комплекс для всестороннего развития детей. Этот комплекс стал в селе духовным центром, и этого значения он не потерял до сих пор.
На Черкасчине Александра Захаренко знают все — и агрономы, и инженеры, и простые крестьяне, не говоря уже об учителях. Знают потому, что этот педагог воспитывал у людей гражданскую позицию, и делал это очень доброжелательно. Почти каждую неделю в городах и селах Черкасчини звучат по радио «Советы Александра Захаренко учителям, коллегам, и просто людям».
На открытие юбилейной выставки собралось немало гостей — учителей, директоров школ, ученых. Среди них были и гости из Сахновки — сын и жена Александра Антоновича, директор Сахновской школы, ученые из Академии педнаук.
Нынешний директор Сахновской школы Иван Леонидович Рыбалко рассказывает: «Александр Захаренко мечтал сделать школу культурным центром села. И у него это получилось. Даже тот факт, что у нас и сегодня молодоженов расписывают в помещении школы, красноречиво об этом говорит. В этом мероприятии принимают участие все ученики школы. Дети создают во дворе живой коридор для молодоженов и загадывают им загадки, задают вопросы на различные житейские темы, где главное — «Любите ли вы друг друга?». Когда в семье рождается ребенок, то родители также приходят в школу, чтобы посадить дубочек (если родился мальчик) или березку (в знак рождения дочки). Когда дети подрастают, они должны ухаживать за своими деревьями. По окончании школы выпускники на память о себе также садят деревья. На территории школы, занимающей площадь более 5 гектаров, около двух тысяч деревьев и кустов — насчитывается около 50 видов. Там вы можете насчитать 456 туй, 125 обычных елей и 55 голубых. Клумбы занимают около 50 соток. Есть центр здоровья и спорта, в который входят и дендропарк, и спортивный зал, и спортивные площадки, и стадион. Пять гектаров своей площади обслуживает школа, в которой насчитывается 183 ученика, 18 учителей, 13 членов обслуживающего персонала. Здесь не нужно говорить о трудовом воспитании, потому что ребенок все время занят общественно полезным трудом. Интересно, что сейчас, кроме школы, в селе только сельсовет и медицинское учреждение. Есть еще три фермера и кирпичный завод, купленный одним предпринимателем...
А вот в вестибюле школы — фотографии всех ее выпускников. Каждый из них помнит, что за плохой поступок на его фото в школьной галерее могут нарисовать крест. К счастью, ни одного креста еще не рисовали, и школа гордится каждым своим воспитанником.
Директор Института педагогики и психологии профессионального образования АПН Украины Иван Зязюн, вспоминая свои встречи с Александром Антоновичем, рассказал «Дню»: «Александр Захаренко был одновременно и романтиком, и реалистом. Он вел себя в жизни как Дон Кихот, который хорошо усвоил философию Санчо Пансы. Он сам создавал идеи и сам их реализовывал. Александр Антонович очень остро чувствовал необходимость свободы для человека и считал, что именно в атмосфере свободы должен развиваться ребенок. Замечательно, что он смог создать такую среду в школе, где каждый ребенок чувствовал, что он необходим отцу и матери, необходим своей семье, школе, своему селу и своему народу».
Иван Зязюн вспоминает, что как-то он приехал летом в Сахновку без предупреждения. Когда он подъехал к школе, он как будто оказался в оранжерее — буйство цветов поражало. К нему подбежали трое детишек и сообщили, что директора сейчас нет, и им поручено встречать вместо него всех гостей и делать экскурсии по школе, по музею, по оздоровительному комплексу. Оказалось, что дети были хорошо осведомлены относительно содержания экскурсий, а удивляло то, что они высказывались и размышляли как взрослые: что в жизни нужно делать, как нужно жить. «Я увидел детей, — заметил Иван Зязюн, — подготовленных к самостоятельной жизни».
Опыт известного педагога сейчас тщательно изучается как учеными, так и учителями многих украинских школ. Самое ценное, определяют специалисты, в его педагогическом багаже то, что он не целенаправленно занимался воспитанием детей, а создавал среду, непрестанно и свободно влияющую на личность каждого ученика.