Президент Украины Владимир Зеленский ввел санкции против австрийских архитекторов, спроектировавших «театр Путина» в Севастополе. «День» писал об этом в №141 – 142 за 26 – 27 ноября 20121 года в статье «Крым: обрусение общественного пространства продолжается».
Как сообщается, Президент Украины Владимир Зеленский издал указ, которым ввел в действие санкции СНБО Украины против австрийского архитектурного бюро Coop Himmelb(l)au, спроектировавшего оперный театр в аннексированном Россией Севастополе. Сообщается, что санкции введены против основателя и директора бюро Вольфа Дитера Прикса и еще пяти австрийцев – руководителей и сотрудников Coop Himmelb(l)au, а также против всего бюро. Срок действия ограничительных мер – 5 лет. Персональные санкции предусматривают блокировку активов в Украине, запрет на участие в приватизации, аренде государственного имущества Украины и запрет на въезд в Украину.
Напомним читателям, что «День» писал об этой проблеме в статье «Крым: обрусение общественного пространства продолжается» в номере 141 - 142 за 26 – 27 ноября 2021 года. В статье говорилось, что Австрийское архитектурное бюро Coop Himmelb (l) au предложило Севастополю построить на мысе Хрустальный театр оперы и музейный комплекс. Эскиз музея представили в Севастополе партнеры-архитекторы австрийского бюро Вольф Прикс и Маркус Проссинг. Российские власти города приветствовали это строительство, однако местные архитекторы и активисты выступили против. Вопросы возникли не только о том, как австрийские специалисты работают на Крымском полуострове в условиях санкций, но и к качеству самого проекта. Кроме того, анонсированное строительство оперного театра в украинском Севастополе с участием австрийских архитекторов вызвало реакцию Киева. Прокуратура АРК возбудила уголовное производство по факту нарушения представителями австрийского архитектурного бюро порядка въезда в Крым. И еще в марте 2021 года Украина начала процедуру введения санкций в отношении австрийского архитектурного бюро Coop Himmelb(l)au и его руководства за участие в проектировании оперного театра в Севастополе. Позже в МИД Украины сообщили, что офис прокурора Вены решил не расследовать причастность австрийского архитектурного бюро к строительству севастопольского оперного театра.
Проект масштабного строительства на мысе Кристальный вызвал споры в Севастополе, поскольку в результате ландшафт этой части города радикально изменится. На общественное обсуждение была выставлена только одна концепция. В ходе обсуждения говорили о ее нецелесообразности, поскольку если это обсуждение, то обычно выставляется сразу несколько проектов, и у людей есть возможность проголосовать за один из них. В этом случае был представлен один концепт, о котором мы говорили. Жители Севастополя, участвовавшие в обсуждении проекта оперного театра, выражали опасения, что здание, задуманное архитекторами в стиле деконструктивизма, не будет гармонировать с историческим центром города. Однако в коридорах власти Севастополя и Москвы поддерживают этот проект. Им очень уж хочется иметь такое гигантское сооружение.
В статье говорилось, что деятельность иностранных фирм в оккупированном Крыму подпадает под действие санкций, введенных ЕС, США и рядом других стран. Однако правительство Австрии заявило, что оно не нарушает никаких договоренностей с Евросоюзом, поскольку это не компания от имени правительства Австрии выполняет какие-либо действия, а частные предприниматели. «День» отмечал, что следует полнее собирать доказательную базу относительно нарушения санкций в Крыму, речь шла о необходимости помощи активистов, правозащитников, необходима ответная реакция МИД Украины, чтобы предотвратить дальнейшую застройку исторических мест Крыма и повреждение памятников культуры на полуострове. Украинские архитекторы отмечают, что представители австрийского архитектурного бюро должны были обсуждать строительство оперного театра на мысе Хрустальный не в Севастополе, а в Киеве, согласно украинскому законодательству.
Как отметил «День», проект «в сухом остатке» – это крупногабаритное здание, которое критикуют местные архитекторы Сергей Комаров, Юрий Падалка, Валерия Дорошко и Наталья Мильчакова, но их мнение не учли. Глава союза архитекторов Сергей Комаров требовал: «Или форму другую, или на 7-й километр», однако и к нему не прислушались. Депутат Вячеслав Горелов отмечал: «Я не понимаю, почему мы здесь сегодня собрались. Я не понимаю, потому что все уже решено. Взрослые люди – мы потеряли время, приехали сюда. Я понимаю, если бы на этом совете рассматривали варианты концепции: одна, другая, третья. Мы бы выбрали, например, вторую или попросили бы сделать четвертую, но все уже произошло. А теперь мы, согласно нашей традиции, решаем проблемы: транспортные, энергетические, парковочные, озеленительные и все остальные... Мне очень горько осознавать это, но Севастополь эту битву проиграл. И сегодня мы становимся свидетелями самой большой градостроительной ошибки, произошедшей за всю историю Севастополя. Самой большой. Я бы очень хотел, чтобы это произошло в последний раз. Я надеюсь быть услышанным», – сказал он».
Но его оккупационные власти не услышали. Вместо этого ректор Севастопольского университета Владимир Нечаев сказал: «Помните, что парижанам поначалу очень не понравилась Эйфелева башня? А сейчас она – символ города». «День» отмечал тогда, что «такими тезисами можно оправдать любое безвкусие и уродство. Уместно ли применять этот пример для того, чтобы погасить сопротивление всего города?» Однако проект создания общественного пространства на мысе Хрустальный поддержал президент России Владимир Путин. Тогдашний посол Украины в Австрии Александр Щерба сообщал, что есть основания полагать, что известное австрийское архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au принимает участие в строительстве оперного театра в Севастополе. Сначала Вольф Прикс отрицал свою причастность к опере в Севастополе, но когда появились копии проекта, подтвердил свое авторство. Архитектор не считает, что нарушил режим санкций. Прикс не видит ничего плохого в том, что его работа будет реализована в Севастополе. В марте 2021 года МИД Украины сообщил, что Киев начал процедуру введения санкций в отношении австрийского архитектурного бюро Coop Himmelb(l)au и его руководства за участие в проектировании оперного театра в Севастополе.
«День» подчеркивал, что «нам в Украине также стоит оценить проект еще с одной стороны — а каким идейным содержанием будет наполняться при нынешних российских властях этот театр и музей на оккупированной украинской земле, если их удастся построить? И что с ними делать после того, как Крым будет возвращен в юрисдикцию Украины? Ответ очевиден — эти два монстра будут служить России инструментами зомбирования населения в такой же мере, как сегодня служат школы и вузы Крыма, в которых преподают искаженную лживую историю, фальшивую политологию, идеологическое обеспечение «русского мира». Поэтому со стороны нынешнего оккупированного Севастополя эти проекты австрийских архитекторов - проявление некомпетентности, а с точки зрения Украины - проявление вредительства на ниве искусства, на ниве истории, на совести и чести».
И вот эпопея с сомнительным проектом дошла до поворотной точки, авторы его наказаны со стороны Украины.
В то же время Австрийское архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au, попавшее под украинские санкции за проектирование здания театра оперы и балета в Севастополе, назвало аннексированный город частью России. Об этом говорится на официальном веб-сайте бюро. В разделе "Проекты" сообщается, что австрийское бюро спроектировало театр в Севастополе. Архитекторы опубликовали иллюстрации о том, как будет выглядеть театр после его строительства. Заказчиком проекта указана российская группа компаний «ГОРКА», которая «выполняет заказ по инфраструктурному проектированию городских объектов». Следует полагать, что наложенные санкции – не конечный акт наказания, и если проект будет реализовываться дальше, будут введены более строгие наказания для австрийцев, нарушающих международное право.