Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

UA_ЛОХ.RU

28 июля, 2005 - 19:18

Недавно российские издатели осуществили в Украине блестящую спецоперацию: за десять дней «срубили» около миллиона гривен чистой прибыли, не заплатив в наш бюджет ни копейки. Да еще и обвинили аборигенов, как ту унтер-офицерскую вдову: сама себя высекла!

Выглядело это так. В середине июля на книжных базарах крупных украинских городов (прежде всего — на киевской Петровке) появились «новинки» от авторов-брендов: «Первый меровинг» Дена Брауна и «Рокировка» Б. Акунина. После недели активных продаж поползли слухи: фальшивки! Российская пресса отреагировала пассивно. «Первый канал», короткий репортаж: «Издатели уверяют: это украинское ноу-хау — пишем за вас». Интернет-портал NEWSru.com: «На Украине появился новый бизнес: книжные подделки, выпускаемые под именем популярных авторов». «Известия» подали микрокомментарий Б. Акунина.

И все. И — тишина. Никаких тебе сообщений о судебных исках, арестах тиражей. Даже привлекательная в данном случае антиукраинская риторика ограничилась «невинными» фразами. А на десятый день операции упомянутые «новинки» мгновенно исчезли из раскладок и их продавцы не могли понять, какую еще «Рокировку» и «Меровинга» у них спрашивают…

В первую очередь, взгляните на фигуру «пострадавшего». Правами на «российского» Дена Брауна владеет московское «АСТ», фирма, выпускающая около трех тысяч названий книг в год — это приблизительно половина рыночного потенциала всей Украины. Оценить финансовые усилия «АСТ» трудно по причине отсутствия прозрачной статистики. Но сопутствующая информация бывает красноречивой. Например, известно, что средний гонорар дебютной книги составляет нынче в России $600. Если даже предположить, что «АСТ» печатает исключительно новичков — это под два миллиона долларов в год. Гонорар же в структуре себестоимости книги — максимум 10%. Ясно, что деньги в этой фирме ворочают лопатой. Или другой намек. Весной департамент экономической безопасности МВД России возбудил против «АСТ» уголовное дело, обвиняя в неуплате налогов на три миллиарда рублей. Одним словом, богатая компания. Таким образом, возникает простой вопрос: какой же это должна быть украинская «моська», которая осмелилась облаять такого российского «слона»?

Предположим, фальшивки сладил какой-то дилетант-самоубийца. Если бы они печатались в России, наш «пострадавший» узнал бы об этом еще на полиграфической стадии — без вариантов. И тогда либо придушил бы дурака, уничтожив копии, или принял спецоперацию и договорился о распределении дивидендов. Идея же, как не крути, действительно гениальная — именно таким образом выразилась директор второго «пострадавшего» издательства, московского «Захарова».

Но в России печатать рискованно — какую-то часть контрафактных копий печатники обязательно сладили бы «для себя», проект преждевременно засветился бы на российском рынке, и зубастые московские журналисты не прошли бы мимо.

Таким образом, печатали, очевидно, у нас. Если втихаря, то «АСТ» узнало бы об этом в первый же день продаж — все-таки фирма контролирует две трети книжных операций в Украине. А дальше — по описанному выше сценарию: ультиматум о сотрудничестве. Если бы не договорились — всех Леонтьевых российского журнализма на нас спустили бы, Черномырдин бы что-то веселенькое уже сказал, а, может, и Путин высказался бы о совершенствовании украинцев в навыках «тырить» российские продукты.

Но — тихо. На сайтах «АСТ» и «Захарова» — ни звука. Правда, на форуме последнего висит вопрос: что это за новый Акунин?! Появился он на третий день спецоперации, но так и остался без ответа. Небось, «гаспадин» Захаров посмотрел на него, как тот Жолдаков персонаж: «Читаю: можить лі бить цивілізація без культури, а культура без цивілізації? Кому какое дело?». Поэтому и ограничились телефонными комментариями для трех не сонных изданий с дальнейшей ретрансляцией по принципу Умберто Эко: «Утверждать обман — грех! Но обманно свидетельствовать о том, во что ты сам веришь, это достойное занятие!»

Не среагировали москвичи даже на контрверсии, озвученные под конец шкандаля украинскими медиями. Думаю, «АСТ» таки побаивалось реакции украинских силовиков. Поэтому и вело себя полностью по сценарию Позаяка: «Коли добродій хоче срати, / Він танцювать не годен вальс».

А опасаться действительно было чего. По свидетельствованию самого «Захарова», «старый» Б. Акунин расходится со скоростью 10 тысяч копий за десять дней. Экранизация поднимает интерес на порядок. А выход новинки брендового автора — где-то посредине: за декаду можно продать 50 тысяч. А у нас еще в запасе Ден Браун, помните? При таких тиражах себестоимость книги — в пределах 5 гривен. На Петровке же «Меровинг» шел за 43 грн., а «Рокировка» — за 36. Даже по минимальным предположениям получается — миллион гривен чистой прибыли за десять дней. И все это — в чужом государстве, на глазах тамошних правоохранительных органов! Настоящая бондиана!

Дилетант может спросить: но зачем же издателю резать свою золотую курицу?! А никто и не режет, только пиарит. Мировая статистика подобных шкандалей: фальшивка настораживает по отношению к оригиналу на несколько дней, дальше стремительный — в два раза — рост спроса на автора, подвергшегося атентату.

Если эта утонченная «конструкция, опирающаяся на пустоту» (Ф. Кафка) зашла таки в украинскую голову, исполнитель получил разве что половину выручки. Остальное — заказчикам. Плюс бесплатная, с 200-процентной рентабельностью реклама настоящих Б. Акунина/Брауна. А нам осталась испорченная бумага в переплетах. Лоху — лохово!

* * *

Здесь телевизор чуть ли не ежедневно рапортует: заведено уголовное дело на очередного заместителя облгосадминистрации за «нецелевое использование бюджетных средств» в сумме двухсот тысяч гривен! Вот собака: хапонул на «откате» тысяч двадцать! В кутузку его!

А что россияне? «Какие ребята, кто их видел?» (М. Жванецкий).

«Нечего плакать, пойдем похлопаем» (В. Войнович).

Соавторы:
Богдан ЖОЛДАК. Антиклимакс. — К.: Факт, 2001.
Умберто ЭКО. Баудолино. — Санкт-Петербург: Symposium, 2003.
Юрко ПОЗАЯК. Шедевры. — Л.: Пирамида, 2004.
Франц КАФКА. Дневники 1910—1923. — К.: Всесвіт, 2000.
Михаил ЖВАНЕЦКИЙ. Мой портфель. — К.: Махаон-Украина, 2004.
Владимир ВОЙНОВИЧ. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина. — Юность, №12’1988.

Константин РОДЫК, главный редактор журнала «Книжник-reviev», специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ