Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ученические олимпиады — нужны ли они?

27 марта, 2001 - 00:00

За годы учебы в школе стало привычным, что в конце второй четверти начинается «олимпиадная лихорадка». Начинает трясти всех учеников и учителей средних и старших классов. Задача каждого учителя-предметника — выставить команду участников школьных олимпиад, а задача учеников — отделаться от участия в этих обязательных мероприятиях. Почему же для всех это такое тяжелое наказание? Потому, что для участия в олимпиадах отбирают чаще всего одних и тех же учеников, которые более-менее успевают по всем предметам. И эти бедняги неделю, а то и больше «парятся» на них. Уровень заданий конечно рассчитан на уровень выше среднего, а знания учеников современных средних школ такими же средними и являются. Потому не удивительно, что почти никто из них дальше районного конкурса, где занимает далеко не первые места, не продвигается. Ученики специализированных школ являются, естественно, более подготовленными, и, соответственно, они продвигаются далее. На всех олимпиадах, начиная с районной, члены жюри — учителя школ. И они, безусловно, не могут наблюдать как их любимцы мучаются на пути к высшим местам. В ход идет весь арсенал — от подсказок на месте, закрывание глаз на откровенное списывание до исправления нужных работ в процессе проверки. Но иногда случаются совестливые и честные люди, и тогда ученик, который занял третье место на районной олимпиаде, занимает первое на городской. Во многих школах квалификационную оценку учителей ставят в прямую зависимость от количества учеников — победителей олимпиад. А где же их столько взять? Вот и приходится «крутиться»...

Выполняют ли при нынешних условиях олимпиады свою задачу, возложенную на них в советские времена: выявление и содействие развитию одаренных учеников? Можно сказать, что эту задачу они никогда не выполняли, поскольку одаренные, талантливые дети, которые питали слабость к изучению определенного предмета, сами находили пути его углубленного изучения. Ученики- победители наивысших уровней олимпиад имели льготы при поступлении в высшие учебные заведения, но на практике они практически не реализовывались.

Следовательно, своей задачи олимпиады не выполняли и раньше, а сейчас — и подавно. Поэтому встает вопрос — нужны ли соревнования, в которых все известно заранее? Или возможно, они являются одними из первых уроков «взрослой» жизни, чтобы детки привыкали, что честность, порядочность, поддержка их намерений остается в детских сказочках. И они должны из них вырасти, потому что в реальной жизни зло чаще всего побеждает добро.

КОММЕНТАРИЙ «Дня»

Корреспондент «Дня» обратилась за объяснениями к заведующему отделом работы с одаренной молодежью научно-методического центра среднего образования Министерства образования и науки Бориса КРЕМИНСКОГО:

— Олимпиады однозначно нужны детям как путь к самовыражению, к развитию. С одаренными детьми следует работать в течение всего года, нельзя понимать олимпиады как определенное мероприятие на 3 — 4 часа. Хорошо, если учитель или школа имеют победителей олимпиады, но делать основным критерием оценивания школы по количеству побед на олимпиаде — это неправильно. Любую хорошую идею можно довести до абсурда. Известно, что есть учителя, которые работают на нескольких учеников в классе, а остальных просто игнорируют. Таким образом они делают себе имя. Бороться с этим трудно, из Киева тяжело проследить, что делается в районе. Если детей заставляют идти на олимпиады, они имеют право отказаться. Также нельзя запретить любому ребенку участвовать в школьной олимпиаде, а такие случаи встречались. Иногда ребенок с нестандартным мышлением может не поладить с учителем, может прогуливать уроки, ибо ему там неинтересно, а на олимпиаде выявляет свою одаренность. Детям из обычных школ тяжело составлять конкуренцию ученикам специальных школ. Делать же какие-то параолимпийские игры нецелесообразно, поскольку абсолютно одинаковых условий для участников мы все равно никогда не создадим. Эти вопросы появились тогда, когда начали создаваться гимназии, колледжи, лицеи. В законе об образовании эти заведения трактовались как заведения для одаренных детей. В законе об общем среднем образовании от такого определения уже отошли — эти заведения называются заведениями профильного или углубленного изучения. Согласно программе работы с одаренной молодежью, которая утверждена в этом году Указом Президента, будут создаваться специальные учебные заведения для одаренной молодежи интернатного типа, чтобы талантливый ребенок из самого отдаленного села имел возможность развивать свои способности.

Людмила РЯБОКОНЬ,«День»
Ксения ХАРЧЕНКО, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ