Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Учеников у Геннадия Хазанова нет. Кроме попугая Сени

1 декабря, 2000 - 00:00

Сегодня трудно представить эстраду без бывшего «студента кулинарного техникума», а ныне художественного руководителя Московского Государственного театра эстрады, народного артиста России Геннадия Хазанова. Где бы он ни выступал, что бы ни рассказывал со сцены (будь это юмористические монологи или злободневная сатира), всегда в зале звучит смех и, конечно же, заслуженные аплодисменты. Но особенно громко они будут звучать 1 декабря, ведь именно в этот день в Москве 55 лет назад и появился на свет мальчик, которого назвали Геной.

Все свое детство он провел в Замоскворечье, в 4-м Коровьем переулке (сейчас он называется Добрынинским). До четвертого класса Гена был отличником по всем предметам, но постепенно перешел в разряд «середнячков», так как хорошо занимался только тем, что ему нравилось. «Физику и химию я не знал в совершенстве, потому что не любил, но вот преподавательница математики ухитрилась заставить меня полюбить свой предмет, это меня-то, ярко выраженного гуманитария», — вспоминал как-то Хазанов.

Но вот артистом Гена мечтал стать с раннего детства. Причем, несмотря на то, что он окончил музыкальную школу имени Станиславского по классу фортепиано, Хазанов думал именно об актерской карьере, а не о музыкальной стезе. Именно поэтому, чтобы не терять лишний год (ведь школы тогда переводились на 11-летнее обучение, а вечерние оставались 10-летками), Геннадий подался в слесари на радиозавод. Так он и жил: днем работал, вечером учился, а дополнительно занимался сценическим искусством в театральной студии МГУ «Наш дом».

Получив в 1962 году аттестат, Хазанов смело отправился поступать на артиста, подав документы сразу во все творческие вузы столицы, и... везде провалился. Загрустив, будущий артист решил поступить в МИСИ и был принят с первого захода. Но мечты о творческой карьере Геннадий не бросил и, выучив смешные куплеты, направился на конкурсное прослушивание в «Наш дом». Первая роль Хазанова была в спектакле с названием «Тра-ля-ля».

Через год Геннадий вновь предпринял попытку поступить в Училище циркового и эстрадного искусства и, наконец, достиг заветной цели. Его зачислили на курс известного педагога Надежды Ивановны Слоновой, которая буквально перевернула его взгляды на эстрадное искусство.

После окончания училища Хазанов был принят конферансье в оркестр Леонида Утесова, а через некоторое время ушел в Москонцерт, чтобы выступать на профессиональной сцене в качестве пародиста. Начал он с анекдота про дрова, который он рассказывал голосами известных поэтов, артистов кино и эстрады. Помните: ночью стук в дверь. «Вам дрова не нужны?» — «Нет». Утром хозяева просыпаются — во дворе дров нет.

Но всесоюзная слава пришла к Хазанову в 1975 году, когда по телевидению показали миниатюру А. Хайта «Студент кулинарного техникума». Даже сам Брежнев млел от этого образа. Несмотря на огромный успех этого робкого застенчивого персонажа, Геннадий решил расширить свой творческий диапазон и поставил первый моноспектакль «Мелочи жизни», в котором помимо пародий появились первые юмористические рассказы и даже сатирические фельетоны в его исполнении...

Сегодня Хазанов уже далеко не «студент», хотя этот образ по- прежнему не отстает от него и зрители на творческих вечерах то и дело просят исполнить что-нибудь «из кулинарного техникума». За плечами Геннадия Викторовича несколько эстрадных моноспектаклей; участие в спектакле Сергея Юрского «Игроки XXI века», где его партнерами по сцене были Евгений Евстигнеев, Александр Калягин, Леонид Филатов; главная роль (сексуально озабоченного фотографа Марата) в фильме Николая Досталя «Маленький гигант большого секса»; да и много еще чего.

В 1997 году Геннадий Хазанов (после смерти Бориса Брунова) возглавил Московский Государственный театр эстрады и, что самое главное, за прошедшие три года смог вернуть театру былую популярность. Сегодня в театре нет пустых дней, и практически каждый вечер зрители у входа спрашивают лишние билетики. Накануне юбилея нам удалось встретиться с Геннадием Хазановым и задать несколько вопросов.

— Что, на ваш взгляд, сегодня может привлечь зрителей в ваш театр?

— Антрёприза. Никто не хочет признать такого факта, что эстрада всегда была антрепризной. Только, если вчера на сцене артист кидал кольца, то сегодня по такому же принципу выступают драматические актеры. Драматический театр имеет труппу, которая играет разные спектакли, а театр эстрады — самая настоящая антреприза: сегодня играется один спектакль с определенными артистами, завтра на сцене другие актеры с другой постановкой и так далее. Я хочу, чтобы на этой сцене играли звезды. Почему сегодня в театре эстрады Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили не могут играть спектакль «Калифорнийская сюита», построенный из трех новелл? Ведь точно по такому принципу всю жизнь работали Мария Миронова и Александр Менакер... Каждый месяц с аншлагами идет спектакль театра Антона Чехова «Ужин с дураком». Очень интересно работает Татьяна Васильева в спектакле «Мария Каллас. Мастер-класс». Очень своеобразный, зрелищный и непростой по смыслу спектакль «Птицы», премьера которого состоялась в этом году. В этой постановке есть все: музыка, балет, даже лазерное шоу, а в главных ролях выступают Вячеслав Войнаровский, Кахи Кавсадзе и ваш покорный слуга. Вскоре состоится еще несколько премьер, в которых задействованы известные и талантливые актеры. И то, что мы с вами называем эстрадой, продолжает жить. По-прежнему будут выступать Шифрин, Новикова, Петросян, «О.С.П.-студия», барды...

— Популярность вам принес студент кулинарного техникума. Вернетесь ли вы к этому персонажу в своих программах?

— Нет, это будет равносильно тому, что рядить себя в ползунки. Мне уже 55 лет, о каком учащемся кулинарного техникума может идти речь? У меня было несколько попыток погрузить его в сегодняшний день, показать повзрослевшим и по-прежнему наивным. Но этот персонаж не представляет для меня сейчас никакого интереса, ему некуда двигаться. Мне гораздо интереснее сегодня играть роль человека, лишенного цинизма, в спектакле «Ужин с дураком», чем возвращаться к когда-то популярному студенту. Клонировать себя глупо. Это пройденный этап.

— У вас огромный творческий опыт, не пора ли его передавать молодым. Есть ли у Вас ученики?

— Я чувствую себя в прекрасной физической и творческой форме, каждый раз с огромным желанием и волнением выхожу на сцену. В голове много планов и идей, так что на пенсию не собираюсь, а на преподавание просто нет времени. Что касается учеников, то их у меня нет, если не считать попугая Сеню, который живет у меня дома. Но его я даже говорить не смог научить, Сеня умеет только свистеть...

Дмитрий ТКАЧЕНКО, Москва, специально для газеты «День», фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ