«Помните, в 1997-м мы вас к себе в бригаду приглашали на собрание, с бригадиром был конфликт: мы же его избрали, а он начальником стал — дисциплину начал требовать!.. Вы нам тогда помогли! Мы с ним поквитались!»
Этот разговор несколько лет спустя был для меня «профессиональной пощечиной». Но больше всего тревожит уже не моя журналистская ошибка. Общение с руководителями областного и районного уровня убедило в устойчивой тенденции и до сих пор выбирать СЕБЕ руководителя (например, председателя сельского совета) по принципу: «Ему от нас ничего не нужно, и нам... Ну разве иногда... Чтобы не мешал...» Поэтому, с одной стороны, у нас руководители, которым никто и ничто не угрожает («не мешает»), с другой — в постреволюцинном периоде — «майданные торги»: «Мы этого (Иванова — Сидорова) не хотим, у нас есть свой кандидат на должность! Но в такой ситуации кто он, «свой кандидат» — «заложник доверия»?
К сожалению, в таких торгах демократически-патриотически заряженное «Нас багато, нас не подолати» приобретает грязноватые оттенки и превращается в... «Сила есть — ума не надо». Общим в обоих вариантах остается одно: люди с разными взглядами неспособны вести конструктивный диалог. И что уже говорить о простых людях, если на это неспособны политики! Их флиртование с фактами каждый раз убеждает, что от ответственности за сказанное они защищены уж слишком надежно. А страх ответственности у так называемого рядового гражданина — это отдельная тема для научной диссертации. Но, научные диссертации уже есть — как воспитать самодостаточного человека, способного дать адекватную самооценку, принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность. Поэтому: если политики хотят изменить государство, они должны позаботиться об изменениях в образовании! (Понимая при этом, что ни бутафорные изменения названий учебных заведений, ни продление срока обучения, ни нововведения в бальном оценивании учеников ПРИНЦИПИАЛЬНО НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНЯТ. Более того, пореформенная школа потеряла категорию психологического возраста, а следовательно — ИДЕЮ ВОСПИТАНИЯ.
Истинная реформа школы начинается не министерскими приказами, а осознанием изменений в нынешней школе, нынешнем образовании. Именно такой «реформой с низов» является система развивающего обучения, начатая еще советскими учеными Елькониным и Давыдовым, а разработанная еще Выготским (1896—1934). Сегодня педагоги-новаторы осваивают ее в Харьковском центре психологии.
Надежда Каращук, член правления Международной Ассоциации развивающего обучения, директор частной школы развивающего обучения в Луцке, о проблеме реформирования образования говорит:
— Сегодня рейтинг образования резко поднялся, но люди, способные к развитию и принятию нестандартных решений, остаются дефицитом и важнейшим капиталом любого общества. Это прекрасно понимают капиталисты типа Сороса, которые вкладывают капитал в развитие образования. Но в то же время преподаватели вузов фиксируют низкий уровень интеллектуальной подготовки выпускников средних школ. Принято считать, что это связано со снижением финансирования образования, но несмотря на эту довольно весомую проблему, считаю, что дело в другом: ВСЕ РЕФОРМЫ В ОБРАЗОВАНИИ ПРОВОДИЛИСЬ БЕЗ УЧЕТА ПСИХОЛОГИИ! Начну с того, что я против дифференцированного разделения детей в классах: этот способный, тот средний, а тот совсем тупой... Оценка учителя в соответствующий момент подтверждает такой вывод, и ребенку, которому нужно больше времени на усвоение того же материала, перечеркнута дорога к Успеху. Забери у традиционного учителя оценку — и он становится бессильный. А от того, что классы с отобранными сильными учениками учатся по усложненным программам, также пользы мало: эти знания обесцениваются спустя несколько лет. В системе развивающего обучения, если оно проводится психологически грамотно, шестилетний ребенок понимает, что есть проблема и есть НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ее решения. Он сам становится исследователем, учится оценивать ситуации, действия, поступки — чужие и собственные. То есть с шести до десяти лет закладывается фундамент для умения учиться в течение всей жизни.
Итак, кому сегодня нужна школа, в которой НЕ УЧАТ ЖИТЬ среди людей?
... Когда я задавала вопросы вчерашнему министру образования г-ну Кремню, почему так плохо внедряется система развивающего обучения в Украине (в России она реализуется намного активнее), он довольно недовольно ответил, что «мы не будем поддерживать отдельных ученых» (и здесь — «где три гетмана, там пять партий»!) Вот так с водой выбрасываем и ребенка. А тем временем беседы со школьниками создают грустную картину: из двадцати опрошенных мной детей шесть каждый день не хотят идти в школу, девять — раз в неделю, пять — раз в месяц. Четырнадцать школьников считают, что некоторые учителя относятся к ним высокомерно, а в общении используют такие «воспитательные термины»: дурак, олух, дрянь, тупой, болван, придурок, идиот, корова, дебилы, паразиты, бараны, козлы...
«Школа — это первая значимая ступень в социализации ребенка, — комментирует практический психолог Елена Зверева. — Дети интуитивно ощущают отношение к ним: через взгляд, жест (кстати, именно таким образом передается 65% информации). А дети из-за своего максимализма жестоки: где не сделал я, сделаем МЫ.
Кстати, «я» начинает формироваться в три года, и корень зла закладывается на начальной стадии развития личности, потому что родители хотят иметь ПОСЛУШНОГО ребенка (т.е. исполнителя), а потом ожидают от него особых успехов в жизни. Тем временем успешными становятся... непослушные.
А чего же хотят сами дети? В первую очередь — другой роли учителя в классе («Мама, поговори со мной, я почти не разговариваю в школе!) Во- вторых, возможности двигаться на уроке (работы в группах). В-третьих — и сложнее всего- учитель должен создать в классе атмосферу ПОИСКА ИСТИНЫ (т.е. дискутировать с учениками, что-то «не знать»...) Чтобы, кроме всего прочего, дети научились СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА, ДОГОВАРИВАТЬСЯ, ИДТИ НА УМНЫЕ КОМПРОМИССЫ! А научившись этому в детстве — как мудро они это будут делать во взрослой жизни!
Для такой реформы образования нужно лишь... изменить роль учителя на уроке. И отказаться от борьбы за место своего имени в истории. А чтобы не возникало лишних искушений — давайте внедрять первоисточник: идеи Выготского.
Кстати, Япония после Второй мировой войны, желая поднять экономику, начала с реформирования... образования. Мы же по поверхности веслами машем, и пока на площадях одни «выпускают пар», другие в кабинетах «решают вопросы». Ищем спасения в революции. Не хотим верить, что эволюция здоровее и более эффективнее.