В следующем году вместе со «своим» 11-А Игорь, скорее всего, оставит школу...
— Какой оклад сегодня у школьного учителя?
— Размер оклада зависит от стажа работы в школе и присвоенной учителю категории. Например, молодой преподаватель получает не более 100 гривен. Если же учитель работает в школе свыше восьми лет, имеет высшую категорию и ведет какой либо класс, он может зарабатывать ежемесячно 200 — 230 гривен.
— Сколько уроков в неделю должен провести учитель для того, чтобы получить ставку?
— Согласно постановлению Министерства образования, каждый учитель средней школы должен отработать 18—20 уроков в неделю. А учителям, как правило, приходится работать гораздо больше. Но, как бы не был высок уровень преподавателя, он может провести на высоком профессиональном и эмоциональном уровне только четыре урока в день. Последующие уроки, на мой взгляд, будут неполноценными. Интересно, что в сталинские времена учитель имел право проводить не более 15 уроков в неделю.
— Получает ли преподаватель дополнительную сумму за работу классного руководителя?
— Еще полгода назад классное руководство стоило 2 гривни 45 копеек. Сейчас — около 10 гривен.
— Как учителя умудряются прожить за такие деньги?
— Практически все зарабатывают репетиторством. Тот, кто не репетиторствует, хочет взять учеников. Один час английского языка стоит пять долларов. Для того, чтобы подготовить ребенка к поступлению в вуз, мы работаем с ним два часа в неделю на протяжении года. Безусловно, преподавателям математики и английского сейчас проще найти дополнительный заработок, чем биологам или географам.
— Что такое «фонд школы», «подарочный фонд»?
— Ни для кого ни секрет, что школы сейчас практически не финансируются государством, поэтому директора школ вынуждены просить родителей делать так называемые добровольные пожертвования в фонд школы. Например, гривню в месяц. Это небольшая сумма, но и она помогает школе выжить.
«Подарочный фонд» — инициатива самих детей делать подарки школе на выпускных вечерах. Мой класс, например, подарит школе видеокамеру.
— Районо обеспечивает преподавателей методической литературой?
— Уже несколько лет учителя покупают необходимую литературу за свои деньги. Вообще, методическая школа осталась в России. Там и сейчас выпускаются очень хорошие учебники.
— Как сегодня выглядит ситуация с преподаванием русского языка в украинской школе?
— Это очень болезненный вопрос. В учебном плане, который ежегодно дает школам Министерство образования, предмета «русский язык» нет. Если родители хотят, они могут пригласить учителя русского языка и договориться с ним о той сумме, которую они ему заплатят.
Кстати, дети родителей, которые считают, что русский изучать необязательно, пишут очень неграмотно. Дома они говорят на русском, в школе на украинском, а пишут на «суржике», представляющем собой своеобразную смесь двух языков.
Очень обидно от того, что прекрасные учителя русского языка, которых в Украине очень много, остались сегодня без работы. Кто- то из них, конечно, стал завучем или читает зарубежную литературу, но большинство были вынуждены уйти из школы.
— Вы не раз бывали за границей, знакомы с европейскими системами образования. Как вы оцениваете уровень образования в Украине?
— Пока в наших школах работают люди, получившие дипломы учителей еще во времена Союза, можно не беспокоиться об уровне обучения детей. Но как только они покинут школу, произойдет взрыв безграмотности, ведь молодежь в школу из-за низких окладов идти не желает. Мне, например, стыдно говорить своим знакомым, что я работаю в школе. Они не понимают, как можно работать при такой оплате труда.
— Почему вы до сих пор не ушли из школы?
— Во-первых, я хорошо знаю английский язык, и это дает мне возможность зарабатывать вне школы. Во — вторых я очень привязан к своим детям.
Кстати, новое поколение школьников совсем не похоже на тех детей, которые учились еще десять лет назад. Дети стали независимее и раскрепощеннее, они больше нуждаются в общении с учителями. Возможно потому, что их родители постоянно заняты работой.
Мне не хочется оставлять эту работу, она доставляет удовольствие, дает ощущение полноты жизни. Но наше государство вынуждает учителей уходить из школы...