Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Учитель Игорь МЕЩЕРЯКОВ: «Наше государство вынуждает педагогов уходить из школы...»

1 сентября, 1998 - 00:00

В следующем году вместе со «своим» 11-А Игорь, скорее всего, оставит школу...

— Какой оклад сегодня у школьного учителя?

— Размер оклада зависит от стажа работы в школе и присвоенной учителю категории. Например, молодой преподаватель получает не более 100 гривен. Если же учитель работает в школе свыше восьми лет, имеет высшую категорию и ведет какой либо класс, он может зарабатывать ежемесячно 200 — 230 гривен.

— Сколько уроков в неделю должен провести учитель для того, чтобы получить ставку?

— Согласно постановлению Министерства образования, каждый учитель средней школы должен отработать 18—20 уроков в неделю. А учителям, как правило, приходится работать гораздо больше. Но, как бы не был высок уровень преподавателя, он может провести на высоком профессиональном и эмоциональном уровне только четыре урока в день. Последующие уроки, на мой взгляд, будут неполноценными. Интересно, что в сталинские времена учитель имел право проводить не более 15 уроков в неделю.

— Получает ли преподаватель дополнительную сумму за работу классного руководителя?

— Еще полгода назад классное руководство стоило 2 гривни 45 копеек. Сейчас — около 10 гривен.

— Как учителя умудряются прожить за такие деньги?

— Практически все зарабатывают репетиторством. Тот, кто не репетиторствует, хочет взять учеников. Один час английского языка стоит пять долларов. Для того, чтобы подготовить ребенка к поступлению в вуз, мы работаем с ним два часа в неделю на протяжении года. Безусловно, преподавателям математики и английского сейчас проще найти дополнительный заработок, чем биологам или географам.

— Что такое «фонд школы», «подарочный фонд»?

— Ни для кого ни секрет, что школы сейчас практически не финансируются государством, поэтому директора школ вынуждены просить родителей делать так называемые добровольные пожертвования в фонд школы. Например, гривню в месяц. Это небольшая сумма, но и она помогает школе выжить.

«Подарочный фонд» — инициатива самих детей делать подарки школе на выпускных вечерах. Мой класс, например, подарит школе видеокамеру.

— Районо обеспечивает преподавателей методической литературой?

— Уже несколько лет учителя покупают необходимую литературу за свои деньги. Вообще, методическая школа осталась в России. Там и сейчас выпускаются очень хорошие учебники.

— Как сегодня выглядит ситуация с преподаванием русского языка в украинской школе?

— Это очень болезненный вопрос. В учебном плане, который ежегодно дает школам Министерство образования, предмета «русский язык» нет. Если родители хотят, они могут пригласить учителя русского языка и договориться с ним о той сумме, которую они ему заплатят.

Кстати, дети родителей, которые считают, что русский изучать необязательно, пишут очень неграмотно. Дома они говорят на русском, в школе на украинском, а пишут на «суржике», представляющем собой своеобразную смесь двух языков.

Очень обидно от того, что прекрасные учителя русского языка, которых в Украине очень много, остались сегодня без работы. Кто- то из них, конечно, стал завучем или читает зарубежную литературу, но большинство были вынуждены уйти из школы.

— Вы не раз бывали за границей, знакомы с европейскими системами образования. Как вы оцениваете уровень образования в Украине?

— Пока в наших школах работают люди, получившие дипломы учителей еще во времена Союза, можно не беспокоиться об уровне обучения детей. Но как только они покинут школу, произойдет взрыв безграмотности, ведь молодежь в школу из-за низких окладов идти не желает. Мне, например, стыдно говорить своим знакомым, что я работаю в школе. Они не понимают, как можно работать при такой оплате труда.

— Почему вы до сих пор не ушли из школы?

— Во-первых, я хорошо знаю английский язык, и это дает мне возможность зарабатывать вне школы. Во — вторых я очень привязан к своим детям.

Кстати, новое поколение школьников совсем не похоже на тех детей, которые учились еще десять лет назад. Дети стали независимее и раскрепощеннее, они больше нуждаются в общении с учителями. Возможно потому, что их родители постоянно заняты работой.

Мне не хочется оставлять эту работу, она доставляет удовольствие, дает ощущение полноты жизни. Но наше государство вынуждает учителей уходить из школы...

Инна ЗОЛОТУХИНА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ