Профессия педагога сегодня теряет свой престиж. В последнее время наметилась негативная тенденция оттока педагогических кадров в другие сферы. На начало текущего учебного года в общеобразовательных школах Украины не хватало пяти тысяч учителей. Чтобы закрыть эти вакансии, к учительской и воспитательной работе было привлечено около трех тысяч студентов педагогических вузов. Рабочей группой МОН Украины были проведены социологические исследования в Киеве, Харькове и Харьковской области среди учителей общеобразовательных школ. Подавляющее большинство опрошенных выбирали профессию учителя из-за любви к детям и своему предмету, а сегодня пятая часть из них готовы поменять ее при любом удобном случае. Самыми важными факторами повышения эффективности деятельности педагога учителя отмечали повышение социальной защиты и повышение заработной платы, а потом уже говорили о роли внедрения новейших технологий и демократизации учебного процесса в учебных заведениях.
Опрос выявил также и такой негативный фактор, как существенную перегрузку. В неделю учителя тратят 18 —36 часов на проведение уроков, около 15 часов — на подготовку к ним, 5 — 7 — на проведение внеурочных мероприятий, 5 — 8 — на повышение профессионального уровня и семь часов на повышение образовательно-культурного уровня. Около 15% опрошенных учителей работают еще и по совместительству. На сегодняшний день система образования Украины все еще лишена надежной государственной поддержки как в усилении кадрового потенциала и улучшения финансирования, так и в оплате труда педагогов, которая не соответствует сегодняшнему законодательству. Программа «Учитель» нацелена на предоставление такой поддержки. Подобные программы раньше принимались только на ведомственном уровне и касались в основном научного обеспечения работы и подготовки учителя. Целью же данной государственной программы является дальнейшее реформирование системы педагогического образования в соответствии с требованиями информационного общества.
«Основной задачей программы является оптимизация кадрового обеспечения учебных заведений, модернизация системы подготовки педагогов, углубление международного сотрудничества в педагогической сфере, а также обеспечение достаточного финансирования подготовки и профессиональной деятельности педагогов, — сказал корреспонденту «Дня» первый заместитель начальника Департамента высшего образования МОНУ Ярослав Болюбаш . — Для выполнения этих задач программа «Учитель» будет реализовываться в три этапа с 2002 по 2012 годы, что будет соответствовать переходу на новое содержание образования и 12-летний срок обучения».
Программа будет финансироваться как из государственного и местного бюджетов, так и за счет внебюджетных средств. Эти средства пойдут на создание при педвузах учебных заведений интернатного типа для подготовки сельской молодежи в высшие учебные заведения на педагогические специальности, на компьютерное обеспечение педагогических вузов, на внедрение современных информационных технологий в обучение, реформирование педагогических библиотек, издание учебно- методической литературы (современные учебники по педагогике, психологии, методикам преподавания в наших вузах сегодня просто отсутствуют), на создание на Национальном радио и телевидении программ об учителях.
В трехмесячный срок должны быть созданы еще и региональные программы «Учитель», на выполнение которых необходимо предусмотреть средства в проектах местных бюджетов на 2003 — 2012 годы. Программой «Учитель» до 2005 года также предусмотрено проведение мероприятий по поэтапному выполнению положений Законов Украины, в частности статьи 57 закона «Об образовании» и статьи 25 «О всеобщем среднем образовании» — выплата надбавок за выслугу лет, установление среднего должностного оклада, бесплатное пользование сельскими учителями жильем, отоплением и освещением, доплаты за проверку тетрадей и классное руководство.
PS. «День» предлагает читателям высказать свою точку зрения о путях повышения престижа учительской профессии.