Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Учителей надо учить,

или Как поделить кредитные миллионы
20 сентября, 2005 - 20:41
ПО МНЕНИЮ ЭКСПЕРТОВ, УКРАИНЕ НЕОБХОДИМО БРОСИТЬ ВСЕ СИЛЫ НА ПОДДЕРЖКУ УЧИТЕЛЬСКИХ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ ИНИЦИАТИВ. НЕОЖИДАННЫЕ РЕШЕНИЯ НА МЕСТАХ В СИЛАХ ОСОВРЕМЕНИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, А ЗНАЧИТ, И ПРЕДОСТАВИТЬ ВЫПУСКНИКАМ ВУЗОВ БОЛЬШЕ ШАНСОВ ТРУДОУСТРОИТЬСЯ / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

На днях Совет директоров Всемирного банка утвердил проект «Равный доступ к качественному образованию в Украине». Для его финансирования банком предоставляется кредит в размере 86, 5 миллиона долларов. Эти средства предназначены для реформирования школьной системы образовательных услуг, повышения квалификации школьных учителей, подготовки преподавателей для системы последипломного образования педагогов. Еще одно направление затрат — модернизация содержания образования и методов обучения, а также мониторинг качества образования. Кроме того, деньги пойдут на средства обучения, поддержку инновационной деятельности школ, на улучшение эффективности управления образованием, в частности, на внедрение информационных систем управления.

Как рациональнее поделить кредитные миллионы? Каким статьям расходов и в каком соотношении отдавать предпочтение? На эти вопросы «День» предложил ответить экспертам.

Владимир ЛОБАС , доктор философских наук, профессор университета экономики и права «Крок»:

— Было бы очень хорошо использовать полученные средства на командировки преподавателей за рубеж, для знакомства их с образовательными технологиями других стран непосредственно в классах и аудиториях. Таким образом были бы созданы наилучшие условия для заимствования чужого опыта и переработки его в свою собственную систему. Слепое копирование чужих технологий обрекает и человека, и государство на пожизненную вторичность. Ведь передают уже только то, что было изобретено не сегодня, а вчера. В условиях глобализации как никогда остро встает вопрос защиты собственной уникальности, основанной на историческом прошлом народа, и в образовании как составляющей культуры. Примером может служить Япония, которая трепетно оберегает свою неповторимую ментальность и одновременно плавно ассимилируется в мировое пространство, где все чужое необыкновенным образом перерабатывает в нечто собственное. Все существующие сегодня в мире культуры (в их составе и системы образования) — жизнеспособны, потому что нежизнеспособные уже давно умерли. Если народ помнит свое прошлое, культура никогда не умирает. Вот так и с образованием. Нельзя слепо копировать наработки других стран, ведь и им есть чему поучиться у украинцев.

Елена ОНАЦЬ , президент Ассоциации руководителей школ Украины, директор киевской школы №41:

— Не нужно распылять деньги, полученные в кредит от Мирового банка на развитие образования. Было бы целесообразно сосредоточить средства на отдельных школах, которые уже проявили инициативу и занимаются инновационной деятельностью. Эти школы могли бы стать базовыми в районе. В них могли бы постоянно повышать свою квалификацию преподаватели окрестных школ и распространять тем самым передовой опыт по Украине. Ведь переподготовку в институте последипломного образования учитель проходит раз в пять лет, а знания успевают устаревать сегодня гораздо быстрее. И еще: учитывая важность оснащения школ информационными технологиями, следовало бы выделить средства на введение штатных сотрудников для поддержания компьютерной техники в рабочем состоянии и для консультирования педагогов.

Виктор ГРОМОВОЙ , заслуженный учитель Украины, начальник Управления образования и науки Кировоградской областной администрации:

— В масштабах Украины это не очень большие деньги, но если их использовать на решение отдельных проблем, то это довольно существенная сумма. Ведь у нас в стране основной объем расходов на образование — это зарплата сотрудников и оплата коммунальных услуг. Я хотел бы, чтобы механизм использования этих средств начинал работать «снизу», а не «сверху». То есть, чтобы деньги шли на стимулирование учительских инициатив. Ведь те, кто ближе всего стоит к ученику, лучше всех знают проблемы детей и пути их решения. Акценты на использование этих средств я бы расставил несколько иначе. Если говорить о переподготовке учителей, то стоило бы обратить внимание на руководителей учебных заведений — директоров, завучей или ректоров. Эти люди должны иметь возможность пройти магистерский курс по образовательному менеджменту, я не говорю уже о стажировке за границей. Школа всегда похожа на своего директора. И развитый директор знает, как «продвинуть» учителей.

В финансировании технического обеспечения также нужно сместить акцент. Мы докладываем, сколько компьютеров появилось в школе, но почти ничего не говорим о наличии программного обеспечения для появления реальных информационных и телекоммуникационных технологий преподавания. В Токио, например, все эти программы создаются под каждый отдельно взятый предмет, в том числе готовится там и программное обеспечение для управленцев. Важен не компьютер сам по себе. Он нужен как средство внедрения новейших информационных и коммуникационных технологий преподавания.

В Украине нет такого важного рычага развития образования, как третий сектор — негосударственные организации работников образования. Если они и есть, то находятся в зародышевом состоянии и не имеют даже минимальных ресурсов для собственного развития. Кредитные деньги я бы использовал на поддержку негосударственных организаций педагогов. Если говорить о зарубежном опыте, например, США, то их система образования держится именно на этих организациях. Ассоциация руководителей школ в Штатах — организация негосударственная, но именно она устраивает различные семинары, конференции, а не государственные организации. Это резко отличается от того, что происходит у нас, — там конференции рассчитаны на потребителя. В противном случае никто бы не согласился платить организационный сбор из собственного кармана. Эти организации не являются оппозицией власти, они становятся серьезным ее партнером. Поэтому в Украине нужно поддерживать систему негосударственных организаций педагогов, иначе у нее не будет шансов для развития. При нынешних зарплатах руководители учебных заведений навряд ли смогут платить серьезные членские взносы, которые позволят Ассоциации руководителей школ существовать и дадут возможность реализовать какой-то серьезный проект.

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ