Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Удар по среднему классу

Кого больше всего затронет возрастание платы за коммунальные услуги
4 августа, 2010 - 19:03

Повышение коммунальных тарифов — одна из самых актуальных и важных тем для большинства украинцев. Ведь с начала августа за газ придется платить на 50% больше, с октября правительство планирует повышение цен на тепло и горячую воду. Да и прогнозы экономистов в связи с этим тоже не утешают — из-за этого возможно подорожание и потребительских товаров. При этом уровень зарплат каким был, таким и останется. Зато правительство успокаивает население, что граждане могут воспользоваться программой государственных субсидий, чтобы платить меньше за коммунальные услуги, а рост цен обосновывает тем, что нужно спасать страну от банкротства.

По данным Института демографии и социальных исследований им. Птухи, сегодня в Украине около 20% граждан живут за чертой бедности. Как прогнозируют специалисты, после повышения тарифов этот показатель существенно не изменится, но это только благодаря субсидиям, за которыми собираются обратиться многие украинцы. А вот граждане со средними доходами могут пострадать. Получить субсидии у них меньше шансов, потому и придется больше платить за коммунальные услуги и вместе с тем — экономить на себе. Подробнее о том, как увеличение тарифов повлияет на уровень жизни украинцев, — в беседе «Дня» с заведующим отделом исследований уровня жизни населения Института демографии и социальных исследований им. Птухи Людмилой ЧЕРЕНЬКО.

— Людмила Николаевна, какие слои населения в первую очередь затронет увеличение платы за коммунальные услуги и как изменится уровень бедности в стране?

— По нашим исследованиям, если тарифы на жилищно-коммунальные услуги и на топливо возрастут на 20% или 30%, это существенно повлияет на жизнь людей со средними доходами. Но в этом нет ничего страшного, поскольку у нас удельный вес расходов на коммунальные услуги и топливо очень низкий. И при росте тарифов происходит незначительное увеличение удельного веса этих расходов. Проблема в другом — мы очень много тратим на питание, из-за чего остается очень мало свободных средств, из которых нужно оплатить эти жилищно-коммунальные услуги. Население, принадлежащее к бедным слоям, если одновременно произойдет повышение тарифов и снижение порога вхождения в программу государственных субсидий, в этой ситуации только выигрывает. Конечно, будут слои населения, которые пострадают, например, люди со средними доходами, платившие 300 гривен в месяц, будут вынуждены платить 450. Эти 150 гривен вырываются из семейного бюджета, а их могли бы потратить на досуг, на продовольственные товары, на бытовые услуги, а будут тратить на жилье. Конечно, это приводит к снижению жизненного уровня, к сужению потребительских возможностей, но критического в этом ничего нет. Мы много писали и говорили о том, что следовало повышать тарифы в более благополучные годы — с 2002-го по 2006-й. Это было благоприятное время, когда номинальные доходы населения росли высокими темпами, но именно в эти годы тарифы были заморожены. А теперь, в период кризиса, когда доходы у многих даже снизились, повышение тарифов люди почувствуют намного существеннее.

— Если бы тарифы на коммунальные услуги все же повысили в так называемые благополучные годы, какие бы преимущества мы имели сегодня?

— Мы бы уже подходили к структуре расходов развитых стран, когда население полностью проплачивает стоимость услуг, государство это компенсирует средним и богатым слоям населения, а не только бедным. И мы бы уже привыкли, что на жилье нужно тратить не 8% дохода, а 15%. Потому что во всех странах мира обслуживание жилья стоит намного дороже, чем у нас. И это не было бы теперь таким болезненным. Почему люди всегда говорят, что у них низкие доходы, им плохо живется? Это в основном психологический настрой. Конечно, если вчера платежка пришла на 300 гривен, а сегодня — на 450, а зарплата не выросла ни на копейку, то человек будет недоволен и скажет, что это снизило его жизненный уровень. Но наиболее болезненно население воспринимает повышение цен на газ, особенно жители сельских регионов, которым зимой придется платить по 600—800 гривен в месяц. Ведь газ затрагивает все — отопление, горячую воду... Платить будут больше все, даже те, у кого газовой плиты нет в квартире, и кто газом напрямую не топит.

— Как ученый и социолог вы уже чувствуете обеспокоенность среди украинцев по поводу того, что они не смогут заплатить по тарифам?

— Большинство людей сейчас пытаются вовремя платить за жилье, но больше тревожат те слои населения, которые просто перестают платить и не делают этого годами. Такое искажение есть в нашем обществе. Все считают, что государство им что-то должно, а они — нет. И если их что-то не устраивает, они просто могут не заплатить. Но это неправильно. Эти услуги получены, другое дело, какого они качества, но за них нужно заплатить. А такое общественное отношение, при котором хочу — плачу, хочу — нет, и когда при этом может расти задолженность, считается нормальным, и человек спокойно живет даже тогда, когда у него долги по 20—30 тысяч гривен. В период повышения тарифов самая страшная проблема именно в этом. Многие люди поддадутся этому настрою и просто откажутся платить. Недаром правительство вернуло пеню за несвоевременную оплату услуг. Это было даже в советские времена, но в 90-х годах пеню отменили, когда была огромная задолженность по выплате заработных плат и пенсий. Тогда это было требование времени, потому что если человеку зарплату за апрель дают в сентябре, то почему же он должен платить пеню, если по вине государства не получил вовремя этих средств. Теперь такой массовой задолженности по зарплатам и пенсиям нет, если есть, то это цифры в пределах 5% фонда по зарплатам. Но это скорее отдельные явления, а не правила.

— Принимая во внимание это, украинцы будут вовремя оплачивать услуги или массово обратятся за субсидиями?

— За субсидиями пойдут все, кто имеет на них право. Эта программа популярна, и ее общество уважает, при любой возможности пользуется. Но ее могут получить даже люди, не нуждающиеся в помощи от государства, она ведь насчитывается по официальным доходам. К сожалению, общество, если даже доход достаточен, пытается получить от государства все, что можно. А что касается массовых неплатежей, то надеюсь, что их не будет. Я просматривала данные о задолженности населения перед коммунальными службами, и они из года в год немного растут, но это в основном те многолетние должники, к которым прибавляются люди, попавшие в затруднительное положение из-за кризиса. Но львиная доля населения платит и делает это вовремя. Конечно, будет больше населения, которое не захочет или не сможет платить. И это самая существенная проблема.

— По вашим прогнозам, как в целом может измениться уровень жизни общества?

— Мы оказались в сложной ситуации, когда непонятно, что будет. Если удастся удержать экономику от дальнейшего падения, то ситуация выровняется. Теперь все зависит от экономики, какой она будет в ближайшие полгода. Конечно, в обществе давно назрели коренные реформы, все дошло до такой критической отметки, что без них невозможно двигаться дальше. К сожалению, реформ пока что нет. Вроде бы была заявлена политическая воля, но пока она не реализована. У нас возможности поддержки самых бедных исчерпаны все: большинство населения страны живет за счет помощи от государства, осталась только активная политика. Поэтому чтобы не допустить возрастания уровня бедности, нужно подключать людей к труду, активизировать их экономическое поведение, их жизненную позицию, формировать, наконец, гражданское общество, без этого трудно двигаться вперед.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ