Заземленность этого утверждения налицо, впрочем, объективность тоже не всегда возвышенна. Чтобы быть совсем честной — организация путешествия, естественно, на первом месте, собственная способность впитывать впечатления рядом, но как ни крути, определяя место в этом миксе, удобной обуви, оно окажется на той же ступеньке пьедестала. Из разговора с одним киевским частным сапожником, в прошлом инженера-технолога обувной промышленности, кое- что узнала и подивилась подтверждению собственных наблюдений за тем, что мы выбираем из огромного обувного предложения, да и стремятся ли магазины, даже самые востребованные, правильно ориентировать. Хотя казалось бы — чего не хватает? Смотри, крути понравившуюся пару, соизмеряя цену со своими возможностями. Все так, кроме некой доли лукавства, с которым сталкивалась и сама не раз. Стоят, например, на стеллаже симпатичные летние ботиночки с легкой подошвой, мягкой кожей. Правда, с весьма упитанной ценой, значит, тут же подсказывает логика, качественные и рассчитанные на свободную походку — как раз под летние брючки. Признаюсь, были у меня такие в прошлом году. Через полтора месяца носки, с недоумением заметила, что они протерлись. Естественно, отправилась в магазин, где услышала — «Это же чешки, в них по асфальту не ходят». На уточнение, что стояли они в отделе дорогой обуви и внешне никак не напоминали спортивный вариант, спорить не стали — сразу возвратили деньги. Сейчас, вернувшись из летнего путешествия, подумала, а если бы это случилось в поездке, где абсолютно доверяешь удобной обуви. Естественно, можно везде приобрести замену, но на переправе не только коней не меняют.
— Реализаторы обуви прекрасно сознают свои недомолвки, — уточнил владелец сапожной мастерской, — якобы безобидные. Расчет прост — не обманывая впрямую, воспользоваться тем, что не каждый осознает — обувь для повседневной носки обязательно должна иметь сплошную, плотную подошву, а не слишком тонкую, через которую при ходьбе чувствуется каждый камешек. Такие — явно для гимнастического зала, хоть фасон может быть совершенно светским. Или на кожаную подошву прикреплены сегменты из более устойчивого материала — однозначно — спортивная обувь, хоть внешне и не догадаешься. Никто по собственной инициативе не станет уточнять, что влагу такая обувь плохо переносит, рассчитана на жизнь в сухомятку. Или профессиональная обувь для персонала, проводящего рабочий день на ногах — иногда она маскируется под достаточно оригинальную летнюю обувь. Даже сапоги могут предложить с подошвой, как папиросная бумага, и это в фирменных магазинах, покупки на базарах сейчас не анализирую. Смотреть стоит очень внимательно, не лениться уточнять, обычно на прямые вопросы продавцы отвечают честно. Если же вы покупаете, абсолютно доверяя, часто ваши проблемы будут элегантно упакованы в красивую коробку. В турпоездке, где все в определенной степени зависят друг от друга, владельцы неудобной обуви становятся общей проблемой. Такие очень скоро начинают прихрамывать, опаздывать к определенному часу сбора, к тому же у них портится характер. Раздражительность — не лучший спутник для туриста.
Смогла ли, скажем, увидеть ночной Брюссель, накрытый плотным дождем, в обуви, боящейся влаги... Одна из нас, правда, сняв такие туфли, гуляла по чистой — ни разу не напоролась на что-то острое — ночной площади босиком, и сумела вместе с нами подсмотреть такие сочные сценки... Танцующую под гармошку пару на старинной мостовой и дождь им был не помехой, впрочем, как и нам, ими любующимися. Освещенные ночные витрины, отдыхая от дневного людского наводнения, как бы обняли кольцом дивную площадь своими кружевными эксклюзивами, усиливая особое настроение.
Кстати, о настроении. В группе, где много одиноких женщин (как в наших театрах, быстро обозначаются антиподы. Причем, они могут оказаться и в одном номере. Начинаются просьбы об обмене сов на сов, жаворонков на жаворонков. Любящие освежевать очередную сплетню, совершенно несовместимы с терпимыми к чужим привычкам и достоинствам. Если же запастись самой востребованной установкой — люблю всех и ничто не отберет праздник быть туристом, — все получится, всегда подбираются люди, с которыми интересно поболтать, а наблюдения пригодятся, переплавившись в опыт. И станут помощником в следующей поездке. И даже лозунг, увиденный на старинном балконе в Люксембурге мы хотим оставаться такими, какими мы есть», легко будет прикарманен и покажется совершенно своим. В том праздном времяпрепровождении особо чувствуешь емкость английского выражения «to have a me time» — иметь время для себя. Жизнь- то большинство из нас не слишком балует таким временем... С другой стороны, счастье, если были более важные, более сочные приоритеты...
Одна очень одинокая женщина призналась мне во внутреннем дворике голландской фабрики фарфора в Делфте — мы как раз присели, что разрешается, на огромное фарфоровое кресло, размером с полторы коровы, в окружении таких живописных цветочных ковров, что все казалось нереальным, кроме ее слов.
— Я только последние три месяца счастлива. В детстве страдала от того, что нас оставил папа, выйдя замуж — что нет детей, затем, что разошлась с мужем. Два года назад, попав в аварию, долго лежала и никто не гарантировал, что поднимусь. Выкарабкалась, и не только стала самостоятельна в прямом смысле, но и научилась робко, но неплохо зарабатывать, и теперь даже наслаждаюсь европейским фейерверком.
Кстати, в удобных сандалиях, — отметила, — которые никак себя особо не позиционируют, да и стоят, видимо, недорого. Фантазировать можно бесплатно, а платить все же только за то, что стоит внимания. Европа давно это освоила, но кто же решится обуть нас по быстрому, подковать, пока железо стабильно горячо, а денег слишком много не бывает. У них тоже.
И все же, кажется, — еще немного, еще чуть-чуть...