Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

УГКЦ на левом берегу Днепра

В столице строится собор Воскресения Христова Украинской греко-католической церкви
5 ноября, 2003 - 00:00

Одновременно возводится и резиденция предстоятеля церкви, включающая церковно-административные помещения и большой конференц-зал для проведения синодов и других собраний духовенства. В здании храма предусмотрены комнаты, где смогут вне службы собираться и общаться миряне, будут проходить занятия воскресной школы, катехизация и тому подобное. Там будет даже кафетерий (в подвальном этаже храма).

Это первый крупный храм, который УГКЦ строит в Киеве; более того — церковь строит его как кафедральный — патриарший — собор, как центр церковной жизни греко-католиков Украины и зарубежья. На сегодня в столице есть только две небольших греко- католических церкви (на Аскольдовой могиле и на Львовской площади) и несколько часовен. Тот факт, что новый храм Воскресения Христова сооружается на левом берегу Днепра, можно считать определенным символом, знаком того, что УГКЦ утрачивает вынужденный исторический статус региональной «западноукраинской» церкви и, подобно всем другим нашим церквям, становится просто «украинской».

Когда выбиралось место для храма, церковь больше интересовалась правым берегом. Но теперь все согласны, что лучшей площадки для кафедрального собора выбрать было невозможно — большой земельный участок, живописная природа, за Днепром — Киевские горы. Киево-Вышгородский экзарх епископ Василий Медвит — куратор строительства от церкви — обратил мое внимание на тот факт, что отсюда хорошо видны крупные православные святыни — Киево-Печерская лавра, Свято-Михайловский храм, колокольня Софии Киевской и Андреевская церковь — место, где когда-то украинскую землю благословил апостол Андрей. А новый храм будет виден с правой стороны Днепра — он стоит на берегу пролива, среди зелени. Хорошо и то, что строительство храма совпало с перестройкой и благоустройством жилого района вокруг — нет никаких сомнений, что храм станет центром и архитектурным украшением этого массива.

Автор проекта — киевский архитектор академик Николай Левчук. Стиль экстерьера храма, силуэт которого стремится ввысь (центральный купол и крест храма будут выше всех высотных домов, строящихся вокруг), скорее современный, без выразительных традиционных элементов в структуре или декоре. Строительство храма Воскресения началось в сентябре 2002 года; работы выполняет Проектно-строительный концерн «Укрмонолитспецстрой». По словам зампредседателя «Укрмонолитспецстрой» г-на Анатолия Когута, с финансированием все нормально, рабочие (их почти сотня) получают зарплату регулярно — приблизительно, такую же, как средняя по Киеву (это, кстати, не так много за такой тяжелый труд — что-то около 650 грн.). Руководитель участка Сергей Попов рассказал, что возведение храма отличается от других работ, в частности, тем, что на строительной площадке почти неслышно ругани, грязных слов. Хотя большинство рабочих не принадлежат к УГКЦ или к какой-либо другой церкви. Но «храм — это храм, даже еще не построенный».

Общая смета сооружения, оформления и декора храма и резиденции — $10 млн. Откуда у церкви такие деньги? На этот вопрос епископ Василий ответил: «Это деньги греко-католиков всего мира. Каждый верующий дает столько, сколько может. Одни бросают в ящик «На храм» гривню, другие — переводят на банковский счет довольно большие суммы». Вот один пример. Недавно предстоятелю УГКЦ Любомиру Гузару был вручен чек на «Патриарший собор в Киеве» на сумму 275 тысяч канадских долларов. Деньги поступили в соответствии с завещанием покойного господина Михаила Галандюка, гражданина Канады. Этот человек все свои сбережения передал на церковные, благотворительные и культурные нужды украинцев как в Канаде, так и в Украине. Значительные суммы получили канадский фонд «Дети Чернобыля», союз Украинской молодежи Канады, госпитали во Львове, издательства, выпускающие украинские книги и еще многие другие организации, так, основан специальный фонд издания книг о Симоне Петлюре. Важно отметить, что господин Михаил Галандюк завещал сумму 275 тысяч канадских долларов также православному Михайловскому собору в Киеве (УПЦ КП). Очевидно, в жизни этого благородного человека конфессиональные тонкости не были решающими ориентирами.

Преосвященный владыка Василий Медвит уверен, что через год (2004) строительство храма будет закончено. Но уже сегодня можно представить себе масштабы (храм рассчитан на 1500 человек), архитектуру, внутренний вид здания. А что касается внутреннего убранства, то это особый, до сих пор не решенный вопрос: кто и в каком стиле будет писать иконостас, Христа Пантократора в центральном куполе; будут или не будут в храме мозаики и витражи и тому подобное. Здесь может возникнуть немалая проблема выбора — сегодня в Украине наблюдается настоящий бум изобразительного искусства, связанного с христианством.

После завершения и освящения храма Воскресения Христова неминуемо возникнет сложная с многих точек зрения — административной, церковно-политической и просто политической — проблема переезда архиепископии УГКЦ из Львова в Киев. И хотя это событие будущего, некоторые околоцерковные политики уже «решительно и категорически» выступают против. Не учитывая того, что в свободном государстве церковь сама решает вопрос, где располагать свой духовный центр.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ