Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Угрозы национальному самосознанию

16 мая, 2001 - 00:00

Национальное самосознание и суверенитет часто становятся предметом обсуждения в наши дни. Но что стоит за этими понятиями? С большой долей вероятности можно предположить, что их объединяет следующая точка зрения: нация может быть собой, только если этому нет препятствий — то есть когда она может сама решать свою судьбу.

Нынешние разговоры о национальной индивидуальности и суверенитете часто пессимистичны. Они якобы находятся под угрозой со стороны Европейского Союза, который хочет ассимилировать «нас» как можно больше; со стороны Европейской Комиссии с ее стандартами; со стороны НАТО, Международного валютного фонда и Мирового банка; ООН; иностранного капитала; западных идеологий; восточных мафий; американского влияния; иммиграции из Азии и Африки и со стороны чего только можно.

Некоторые из этих страхов имеют под собой реальную почву. Однако они все вытекают из широко распространенного заблуждения, согласно которому отстаивать национальную индивидуальность и суверенитет, проявлять характер — это не дело общества или конкретных людей, а нечто, находящееся под контролем неких сил, то есть отданное на откуп тем, кто будет пытаться лишить «нас» нашей национальной индивидуальности или, по крайней мере, ослабить ее. Я сомневаюсь, что главной своей задачей мировое сообщество считает поиск путей, как отнять у людей их чувство национальной принадлежности и их суверенитет. Во многом люди сами определяют степень уважения национальной неповторимости наций, выбранного ими пути развития и степень влияния внешнего окружения на свою судьбу.

Что определяет эту судьбу? Она зависит от того, закрылись ли люди в надежде, что различные ветры мира пронесутся мимо них, или нация не отстраняется от мировых дел и берет свою долю ответственности за происходящее. Человечество стоит перед критической дилеммой: либо молча созерцать самоубийственное развитие нашей цивилизации, либо активно участвовать в защите мировых богатств, главные из которых — это наша планета и биосфера, частью которой мы являемся.

Но понятие «мировое сообщество» также состоит из конкретных вещей. Оно зависит от того, бережем ли мы нашу окружающую среду. Оно зависит от того, позволяют ли люди, чтобы их города осквернялись банальной универсальной архитектурой, лишенной воображения и творческого подхода. Эти решения не навязываются Европейским Союзом, мировым капиталом с его транснациональными корпорациями или злонамеренными иностранцами. Вся эта физическая деградация, как выясняется, происходит при попустительстве и активной поддержке на местах. Другими словами, мы сами виноваты в постепенном уничтожении нашего национального самосознания, мы, которые должны быть его защитниками.

Кто засоряет свой язык и свою речь клише, плохо построенными предложениями и затасканными фразами, которые бездумно перетекают из уст в уста и с пера на перо? Кто несет ответственность за стерильный язык рекламы, которая висит на каждой стене и обрушивается на нас с телевидения, рекламы, без которой мы, кажется, уже не можем даже определить время суток? Не являются ли эти ожесточенные атаки на язык также атаками на корни нашего национального самосознания? И мы, которые коверкаем свой язык без всякого принуждения, не несем ли мы ответственность за происходящее?

Давайте посмотрим дальше. Кто позволяет молодежи с утра до вечера купаться в крови, текущей на экранах телевизоров и кино, при этом по-ханжески удивляясь, почему это молодежь такая агрессивная? Кто читает дешевые романы и покупает порнографию? Ни чиновники из Брюсселя, ни представители международных организаций или крупных транснациональных корпораций не имеют к производству и распространению этих «развлечений» ни малейшего отношения: это все дело рук наших с вашими соотечественников.

Помимо этих серьезных атак на самосознание, с которыми сталкивается каждая индустриально развитая страна, суверенитет и национальное самосознание в посткоммунистических странах подвергаются и другим опасностям. За последние 10 лет экономических преобразований невообразимые богатства испарились бесследно из банков и компаний, миллиарды налогов не были заплачены. Мало кто понес за это ответственность.

Так кто же эти люди, которые не платят по долгам, и кто нанимает убийц, чтобы избавиться от кредиторов? Кто из тех, что должны служит примером, то есть из наших политиков, отрицает с самодовольной усмешкой участие в финансовых махинациях?

Кто распускает в нашей политической и общественной жизни яд раздора, нечестной игры, эгоизма, ненависти и зависти? Кто ненавязчиво ведет нас к ожесточению чувств и привыканию к тому, что каждый может лгать обо всем и всех?

Если национальное самосознание поставлено под угрозу, эта угроза исходит изнутри и по выбору, который часто делается на избирательных участках по незнанию или лености. Угроза национальному самосознанию в наши дни — не результат давления извне. Правда, что слепая погоня за выгодой не была изобретена одной нацией. Правда, что эта погоня — это очень заразная черта. Но верно и то, что никто не может заставить никого выбрать именно этот путь.

Если мы действительно хотим и готовы выразить наше желание сохранить нашу национальную индивидуальность через участие в выборах и через выбор правильного пути, тогда не может быть лучшей почвы для развития национального самосознания, чем отрытое мировое сообщество и развитые демократические культуры наших соседей, друзей и союзников. В современном мире национальное самосознание может по-настоящему жить и процветать, только вдыхая свободный воздух мира; только если оно самоопределяется на фоне долговременных и живых соседских взаимоотношений с другими индивидуальностями; и только если оно борется с достоинством как против неблагоприятных веяний на мировом пространстве, так и (что важнее) против вредных устремлений изнутри.

Вацлав ГАВЕЛ, президент Чешской республики. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ