Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина и ЮНЕСКО — перспективы сотрудничества

Наше государство могло бы пополнить список Всемирного наследия еще 16-ю достопримечательностями
17 марта, 2011 - 21:00
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Последние революционные события в Египте не только сорвали Каирскую книжную ярмарку, но и нанесли достаточно большой ущерб культурным раритетам этой страны. Под угрозой оказался Каирский музей. Мародеры уничтожили две мумии и испортили некоторые другие экспонаты. В январе этого года ЮНЕСКО распространила коммюнике, в котором призвала всех египтян уважать историческое наследие своей страны и принять необходимые меры для защиты сокровищ Египта в Каире, Луксоре и других культурных и исторических центрах. Ведь культурное наследие Египта, его памятники и артефакты являются частью векового исторического наследия человечества.

Свыше полувека назад организация спасла от уничтожения жемчужину египетской цивилизации храм Абу-Симбел. Он мог пойти под воду в результате строительства Асуанской плотины (1960—1970гг.). Как продолжение кампании по спасению этого храма ЮНЕСКО с помощью неправительственной организации — Международного совета по охране памятников — начала подготовку конвенции об охране культурного наследия. США и Международный союз по охране природы и естественных богатств предложили соединить сохранение культурного и природного наследия. Это предложение было озвучено на Конференции ООН по вопросам окружающей среды (Стокгольм, Швеция) в сентябре 1972 года. А уже 16 ноября того же года на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая проходила в штаб-квартире организации в Париже, была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия.

Культурное и природное наследие постоянно находится под угрозой уничтожения или разрушения. Опасность для него составляют стремительная урбанизация, бедность, естественные катаклизмы и загрязнение окружающей среды, безразличие и пренебрежительное отношение людей. И все же чаще всего памятники цивилизации погибают во время войн. Осознавая это, в период между Первой и Второй мировыми войнами Лига Наций (предшественник Организации Объединенных Наций) развернула деятельность по охране наследия мира. Она обратилась с призывом ко всем странам приобщиться к этой миссии. Эту эстафету переняла Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Тогда, после ратификации 20-ю странами мира, вступил в силу Устав этой международной межправительственной организации, утвержденный сразу по окончании Второй мировой войны в 1945 году на учредительной конференции ООН в Лондоне.

— Создавалась международная организация интеллектуального сотрудничества. И тогда Исполнительный совет (ее руководящий орган) состоял из известных всему миру интеллектуалов. Туда входили лауреаты Нобелевской премии, известные писатели, ученые, деятели культуры. Они думали о том, как сохранить памятники цивилизации, развивать культуру, ликвидировать неграмотность, — отмечает Юрий Кочубей, бывший постоянный представитель Украины при международной организации, а в настоящее время заведующий кафедрой ЮНЕСКО Дипломатической академии при МИД Украины.

Главная цель организации заключается в том, что именно через диалог между странами и цивилизациями мир может прийти к глобальному пониманию необходимости укреплять мир, искоренять бедность и содействовать устойчивому развитию всех регионов нашей планеты. Механизмами же обеспечения такого диалога и должны служить образование и наука, культура и культурное сотрудничество, коммуникация и информация.

В соответствии с Конвенцией по охране всемирного культурного и природного наследия, принятого в 1972 году, ее страны-участницы признают, что охрана всемирного наследия является обязанностью всего международного содружества. В отношении к сохранению культурного и природного наследия отражается уровень культуры общества. Потому что охрана памятников не ограничивается лишь реставрационными работами. Это явление, в котором пересекаются политические, экономические, правовые, морально-этические процессы, которыми живет мир, каждая страна, гражданское общество. Ведь памятники неотделимы от социума. Они возникают в нем, им оцениваются, сохраняются или разрушаются.

В настоящее время список всемирного наследия ЮНЕСКО насчитывает 911 природных и культурных объектов: от Тадж-Махала в Индии до древнего города Тимбукту в Мали, включая такое чудо природы, как Большие коралловые рифы в Австралии. Организация оказывает техническую помощь по охране таких уникальных памятников культуры, как древняя столица Камбоджи Ангкор и город Фес в Марокко. Глобальный проект осуществляется в Афганистане, где культурное наследие является одним из самых богатых в мире. К сожалению, не все ценности удается спасти. Так, в Афганистане в 2001 году талибы разрушили древние буддийские статуи, в Омане власть предпочла прибыль от нефти сохранению уникального заповедника антилоп орикс. Бедность и войны — плохое соседство для красоты.

И хотя существует Гаагская конвенция 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, организация не может вводить войска ООН, чтобы их защитить. Но полностью в ее силах испортить репутацию страны, которая не заботится о культурном наследии, и как последняя мера — исключить объект из списка. Охрана культурного и природного наследия — та сфера, в которой международное вмешательство можно только приветствовать.

Как правило, правительства принимают меры, не ожидая публичной огласки своей нецивилизованности. Так, в свое время Египет не стал строить скоростную дорогу рядом с большой пирамидой Гизы. Однако известны случаи, когда само государство отказывалось от статуса ЮНЕСКО для своего объекта. Так, центр Кельна был занесен в список всемирного наследия, однако возникла необходимость строить там путепровод, чтобы разгрузить город. Изменять что-либо на объекте и в буферной зоне без согласия этой международной организации нельзя, поэтому местная власть добровольно отказалась от почетного статуса для центра города.

Сейчас в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО входит четыре украинских памятника: Киевский Софийский собор с прилегающими монастырскими зданиями и Киево-Печерская лавра (зарегистрированные под одним номером), ансамбль исторического центра Львова, пункты геодезической дуги Струве и буковые пролески Карпат. Однако наша страна имеет немало памятников культуры, истории, уникальных природных объектов, которые бы могли пополнить этот перечень. В настоящее время, в так называемом списке ожидания находится 16 отечественных объектов. В 2010 году в него были внесены деревянные церкви Карпатского региона Украины и Польши и торговые пункты и укрепления на генуэзских торговых путях от Средиземноморья до Черного моря. Чтобы они были признаны значимыми для всего человечества, и государство, и гражданское общество должны осознать важность таких действий, способствовать популяризации культурного и природного наследия.

Что же дает статус объекта, который входит в список всемирного наследия? Хоть получение этого статуса не предусматривает финансирование объекта со стороны организации, однако признание ценности памятника для всего человечества дает огромный плюс международному, туристическому имиджу государства, на территории которого он находится.

По мнению ректора Дипломатической академии при МИД Украины Бориса Гуменюка, если определенный объект на территории страны претендует на получение статуса ЮНЕСКО, то государство должно включить все механизмы, в том числе и дипломатические, сделать сценарий усилий — объединить государственные органы и структуры, чтобы добиться этого. Потому что, кроме планетарных интересов, речь идет о национальных.

Вместе с тем статус обязывает страну cохранять в надлежащем виде природные и архитектурные памятники, ценность которых для всего человечества признана миром. Он дает императив стране поддерживать объект на государственном уровне. Это большая, прежде всего моральная, ответственность перед человечеством. Ведь повреждение или исчезновение любых объектов культурного или природного наследия приводит к губительному обеднению достояния всех народов мира.

Так, председатель парламентского комитета по вопросам культуры и духовности Владимир Яворивский убежден: пока история каждой из областей Украины с ее достопримечательностями не будет открыта и подробно рассмотрена — до тех пор все наши общие исторические выводы о существовании украинского этноса в его разнообразных исторических и бытовых проявлениях будут легкомысленными, безосновательными и пустословными.

— То, что наша Киево-Печерская лавра и София Киевская и еще три объекта вошли в перечень мирового наследия ЮНЕСКО, очень почетно, — говорит пан Яворивский. — Но радоваться по этому поводу маловато. Потому что эта международная организация требует от государства ответственности за сохранение достопримечательностей. Если мы не сможем сохранить наши достопримечательности, это будет просто позор перед мировым сообществом.

Статус ЮНЕСКО содействует развитию туризма. Растет внимание к этому памятнику со стороны туристов. А это стимулирует развитие туристического бизнеса, привлечение инвестиций. Потому что этот статус требует определенных стандартов и соответствующей инфраструктуры. Туристические страны заинтересованы, чтобы на их территории было как можно больше объектов, занесенных в список всемирного культурного наследия. Большое значение имеет то, как презентовать объект. Например, в Австралии есть уникальный памятник природы под названием «12 апостолов». Это 12 известковых скал. Их заметил еще путешественник капитан Кук. Раньше они отождествлялись со свиньей и одиннадцатью поросятами. Но когда Австралия уже стала развитой туристической страной, власть решила, что это название и легенда не являются привлекательными для туристов. Так возникла новая романтическая версия о 12 апостолах.

Показательный пример относительно национальной презентации и лоббирования признания своего наследия на мировом уровне демонстрирует Французская Республика. Посещая выставку сельского хозяйства в Париже (2008 г.), президент Франции Николя Саркози предложил представить французскую гастрономическую культуру как кандидата на включение в список в качестве нематериального культурного наследия человечества. Идею поддержало министерство сельского хозяйства, а также многочисленные шеф-повара и гурманы, которые считают, что кухня составляет неотъемлемую часть культуры. Эксперты Межправительственного комитета ЮНЕСКО удовлетворили просьбу Франции.

Человек смертен, и поколения будут сменять поколения. Однако каждое может оставить бессмертный отпечаток своего гения, воплощенный в произведении искусства, в историческом памятнике, в культурном наследии. Мы не должны никогда забывать о связи между мелочностью и тем, что может отмечать людей и их творения печатью вечности.

Влада ПРОКАЕВА, заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО Дипломатической академии при МИД Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ