— У тебя есть инвалидная коляска?
Я замешкалась с ответом, а маленькая Земфира, прислонясь к колонне, без которой тут же бы упала, продолжала со вздохом: «Без коляски тяжело…И шагу не ступить».
Мама Земфиры, миниатюрная красавица с раскосыми глазами, подхватила девочку на руки и, почти плача, сказала:
— Не нужна тете коляска, она никому не нужна, и, дай Бог, тебе не понадобится.
Алия Тулепова приехала из Оренбургской области, увидев выступление доктора Козявкина по телевидению. Она рисковала, ибо никого из знакомых, которые бы здесь лечились, у женщины не было. Поверила программе, у которой в России положительный имидж.
А вот фрау Мут, которая здесь со своим сыном была уже несколько раз, уговаривая своих немецких подруг по несчастью, делала это наверняка, зная по собственному опыту о результатах. Говорила: «Посмотрите на Карстона, видите, как он изменился!? Так везите же скорее своих детей на Украину!»
Женщины познакомились в реабилитационном центре для молодых людей, попавших в аварию, и готовы были на край света отправиться, лишь бы их детям стало лучше. Сегодня, к примеру, Марлин Данеман утверждает, что будет ездить сюда до тех пор, пока видимыми будут положительные сдвиги. К тому же ей тут очень нравится: центра с таким дизайном и обслуживанием, считает она, нет нигде, разве что в Саудовской Аравии. Но ведь там нет доктора Козявкина!
Мы сидим в огромном зале, в креслах, оббитых лимонного цвета кожей, под витражными люстрами ручной работы, и пьем отличный кофе. Кажется, что свое отражение я вижу в роскошных полах, а из-за прозрачных стен — что почти что плыву между Карпатских гор. Чудо, как хорош вид!
Но если бы все сводилось к антуражу, то грош цена была бы этому заведению. Суть в ином: в том, что сюда лечиться приезжают дети из более чем 30 стран. И убранство клиники тоже должно иметь терапевтический эффект. Ведь каждому ясно, что расчетливые немцы не стали бы преодолевать границы, если бы не видели в этом смысла. Хотя сегодня тут и для них, хоть и небольшая, но очередь, а это о чем-то да говорит. Едут они ради уникальной методики доктора, признанной во всем мире. Системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации пациентов с детским церебральным параличем, остеохондрозом позвонка, последствиями травм и другими органическими поражениями нервной системы.
— Конечно, методика основывается на классической лечебной физкультуре, но мы внесли и свои элементы, — рассказывает заслуженный врач Украины, замдиректора клиники Степан Гордеевич. — Это приносит свои плоды. Методика направлена на увеличение объема движений в периферических суставах, в ручках, ножках. Подобного никто в мире не делает. 15 лет назад мы также первыми в мире начали применять элементы мануальной терапии, делать биомеханическую коррекцию позвоночника у детей с ДЦП. До этого это тоже считалось невозможным. В соединении с мобилизирующей гимнастикой, рефлексотерапией, специальной системой массажа наша система дает стойкие результаты. Каждый работающий врач опубликовал не менее 10—20 интереснейших статей, имеет свои научные разработки. Конечно, работаем мы с новейшей техникой, но многие приборы сделаны своими руками.
Проходим по клинике, в которой одномоментно может лечиться до 120 пациентов, и понимаем, что выросшее год назад здание всех желающих уже не вмещает — клинике нужно расширяться. В полуподвальном помещении вскоре будет оборудован игровой зал для детей разного возраста. За окном видна стройка, это будущий корпус гидротерапии — комплекс, состоящий из нескольких бассейнов с различной водой, где есть возможность делать разного рода процедуры. В том числе в планах — возобновление сероводородных ванн. (Все сегодня знают про воду «Нафтуся», а ведь Трускавец, как курорт, еще при старушке Австро-Венгрии начинал свою жизнь, как серо-водородный). Знаю, что есть на Арбатской стреле, возле Геническа на берегу Азовского моря и новый объект, предназначенный для внедрения такого метода, как дельфинотерапия. Есть там и источник лечебной воды, бьющий с глубины 1200 метров. Термальная вода температурой 70 градусов будет полезна для пациентов клиники. И если все будет в порядке, то через полтора года это планов громадье воплотится в жизнь.
Сегодня сложно поверить, что лет тринадцать назад писала про Владимира Козявкина, директора центра, расположенного во Львове в барачного вида здании. Конечно, все было чистенько, после ремонта, но весьма скромно. С нынешним не сравнишь… Еще ведь Трускавецкий комплекс и не строился, еще не было у него звания Героя Украины. Но было видно невооруженным глазом, что что-то подобное обязательно будет. Столько было жизнерадостности, энтузиазма в этом человеке, столько готовности безвозмездно помогать!
Кстати, старое здание на улице 700-летия Львова сегодня тоже задействовано, но уже для ранней реабилитации деток 4-5 месяцев. Ведь чем раньше начинаешь лечение больных с ДЦП, тем лучших результатов достигаешь. Практически, как утверждали в клинике, возможно даже если не 100, то 90-процентное излечение. Если ребенок, конечно, попадает к ним в возрасте до года. Об этом несколько лет назад в мире и говорить боялись…
Если обратиться к статистике, анализируя лечение за последние 12 лет детей со спастическими формами детского церебрального паралича, то снижение спастичности мышц отмечается у 94 процентов пациентов. Повышение объема активных движений — в 91% случаев. Начали держать голову в лежачем положении 75% пациентов с отсутствующим до лечения контролем головы. 62% детей начали сидеть, ползать — 28%, самостоятельно стоять — 41%, а самостоятельно ходить — 19% из ранее не ходячих.
Что такое для матери помочь её ребенку встать на ноги, не нужно никому объяснять. Мы видели, как жительница Германии восторженно говорила, что после первого курса у ее дочери совершенно пропали головные боли, а раньше она без таблеток себя и не мыслила. Девушка после аварии долго была в коме, потом не могла говорить, ходить, ибо все время падала. Сейчас, хоть еще с трудом, но говорит, ходит. И они приехали в Трускавец во второй раз, чтоб закрепить достигнутое. «Мы думаем, — сказала Галина Рафлен, что Украина нас действительно поднимет на ноги…»
Я рассказывала об иностранцах, ибо именно они в большинстве своем живут в клинике и питаются тут (хотя в процентном отношении лечится тут одинаковое количество соотечественников и иностранных пациентов) Наши же, из тех, что довелось поговорить, живут в основном в частном секторе в Трускавце, и каждый день в клинику добираются. Никто из них не жаловался, ибо и так счастлив был, что добрался до клиники. За последние полгода 250 украинских детей пролечились тут бесплатно. Интересно, что в каждый заезд берут одного-двух местных ребятишек — из Трускавца, Дрогобыча, Борислава. Каждый из 24- х больных ДЦП местных деток тут периодически бывает.
Для украинских детей лечение ведется по наименьшим ценам, кто приехал из России — платит за 12 дней 2 тысячи долларов, немцы или американцы (а в последний заезд и пациентов из США было 16) платят более 4,5 тысяч у. е. По сравнению с их ценами это — дешевизна... Нельзя сказать, что государство пассивно относится к реабилитации детей-инвалидов. В 2000 году разработана концепция ранней реабилитации таких детей. В следующем — утверждена «Национальная программа профессиональной реабилитации и занятости лиц с ограниченными физическими возможностями на 2001—2005 годы». Во всех городах, где численность жителей достигла 50 тысяч, решено создать центры раннего вмешательства и социальной реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями. На сегодняшний день региональным органам труда подчинено 177 центров ранней социальной реабилитации детей-инвалидов. Вообще же в Украине насчитывается 470 реабилитационных учреждений разного профиля, подчинения и форм хозяйствования, в том числе 238 реабилитационных учреждений органов труда и социальной защиты населения, 52 — охраны здоровья, 52 — органов образования, 36 — семьи и молодежи, 92 — общественных и религиозных организаций и благотворительных фондов.
Тем не менее клиника в Трускавце — явление уникальное. Именно поэтому на её базе было организовано и недавно проведено совместное заседание комитета ВР Украины по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов, и коллегии Министерства труда и социальной политики Украины. Участники были единодушны в том, что с целью быстрейшего урегулирования бюджетного финансирования реабилитационных центров для инвалидов и детей-инвалидов необходимо обратиться в комитет по вопросам бюджета с просьбой внеочередного обсуждения законопроектов. В частности — Закона «Про реабилитацию инвалидов в Украине», необходимости внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Украины. Как подчеркнул министр труда и соцполитики Михаил Папиев, принято важное решение о создании в ближайшее время на Украине Академии реабилитации, которая должна анализировать и развивать дальше все интереснейшие научные разработки. Все центры реабилитации должны быть организационно и методологически выстроены в целостную систему и поставлены в равные условия работы. Одной из базовых учреждений станет клиника восстановительного лечения доктора Козявкина. «Я буду также предлагать, чтобы эта клиника и другие подобные были освобождены от всяких налогов», — сказал министр.
Почти в каждом областном центре есть центры реабилитации, работа которых поставлена на достаточной высокий уровень. Сегодня такие учреждения финансируются соответственно подчинению. Что касается этой клиники (доктора Козявкина. — Авт. ), то она работает на основе самоокупаемости, и поэтому необходимо, чтобы бюджетные деньги направлялись не только на государственные, коммунальные, но и в том числе на негосударственные клиники, говорит М. Папиев. Такие учреждения на принципах тендера отвоевывали бы право использования госсредств. «У кого лучшее качество, конечные результаты, тот и будет профинансирован. Таким должен быть стимул для развития, и таким образом можно будет увеличить число детей, которые бесплатно будут лечиться в клиниках, подобных трускавецкой».